Альбом рассказывает о двух представителях крупной артистической династии, посвятившей себя театру и кино – Асафу Михайловичу и Борису Асафовичу Мессерерам. В 2023 г. мы отмечаем двойной юбилей: 120 лет со дня рождения знаменитого российского артиста балета, балетмейстера, хореографа, педагога и 90-летие его сына – выдающегося театрального художника.
Асаф Михайлович Мессерер (1903 – 1992) – артист балета, балетмейстер, хореограф. Его путь, как артиста, начался с частной студии бывшей балерины Шаломытовой, куда он поступил вместо Хореографического училища при Большом театре. Позже при содействии балетмейстера Александра Горского он был принят сначала в училище, а в 1921 году в Большой театр в качестве артиста кордебалета. Создавая образы в балетах, артист сам усложнял танцевальные движения, привнося нечто новое. Асаф Мессерер принимал участие во всех начинаниях Мастерской драматического балета, созданной творческой молодёжью при Большом театре. Именно здесь он впервые выступил в роли хореографа, став постановщиком нескольких концертных номеров и детского одноактного балета «Война игрушек». Впоследствии, когда Мастерская перешла в Хореографический колледж, Мессерер начал свою педагогическую деятельность. Как педагог он прославился не только индивидуальным подходом к каждому ученику, но и тем, что его воспитанники почти не имели травм.
Интересным стало сотрудничество Мессерера с театральным режиссёром Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, который пригласил его поставить танцы к спектаклю «Учитель Бубус». Мейерхольд стремился к созданию синтетического театра, в котором каждый актёр должен был уметь пластически выражать сущность воплощаемого им образа. Мессерер стал сопостановщиком Мейерхольда во множестве его спектаклей, а в «Даме с камелиями» артист танцевал и сам.
В 1926 году был поставлен балет «Красный мак» Р. М. Глиэра, в котором на сцене появлялись персонажи реальной жизни – портовые рабочие, матросы. Мессерер исполнил в нём партию Китайского божка и танец с лентой, ставшие самостоятельными номерами.
С началом Великой Отечественной войны труппа Большого театра была эвакуирована в Куйбышев. В городе не было театра, и спектакли ставились в клубе. Возвращение в Москву состоялось в 1943 году, тогда же Асаф Михайлович возобновил в Большом театре спектакли «Жизель» и «Спящая красавица».
А. Мессерер продолжал танцевать вплоть до 1953 года, а после полностью посвятил себя педагогической деятельности и хореографии. Он был новатором не только в хореографии. Во время зарубежных гастролей он придумал оригинальный рекламный ход – допускать публику на репетиции, что обеспечило аншлаг на всех выступлениях. А в 1961 году его пригасили в Бельгию для создания там хореографического училища. Также вызывал интерес публики необычный проект А. Мессерера – сценический вариант урока.
Борис Асафович Мессерер (1933 г.) – театральный художник, сценограф, педагог. Его творчество тесно связано с Большим театром. Асаф Михайлович так писал о нём в своей книге: «Борис много занимался станковой графикой. В циклах «Ленинград», «Прибалтика», «Бухара», «Хива», «Сванетия» его интересовали и городские пейзажи и ритмы зодчества – вертикали минаретов или прекрасные древние саванские башни. Он любит писать на больших полотнах композиции со старыми креслами, стульями, на которых стоят тоже старые керосиновые лампы, прихотливый и упругий ритм изгонувших «шею» граммофонов в соседстве с экзотическими растениями и телами натурщиц. Занимался он и книжной графикой, но главным делом жизни стал театр».
Закончив Московский архитектурный институт, Борис Асафович выступил в качестве сценографа в театре «Современник». Он оформил чешскую сказку «Третье желание», потом «Белоснежку и семь гномов», «Сирано де Бержерак», «Старшую сестру», «Назначение». До начала работы в Большом театре ему довелось оформить множество спектаклей в самых известных театрах Москвы: во МХАТе – «Сладкоголосую птицу юности», «Принца и нищего», в Вахтанговском театре – «Тринадцатого председателя», «Три возраста Казановы», в Театре Сатиры – «Чудака», «Самоубийцу», в Театре на Малой Бронной – «Покровские ворота».
В 1963 году его пригласили в Большой театр оформить балет «Подпоручик Киже». Но особенного успеха удостоились его декорации к балету «Кармен-сюита». Этот балет шёл в театрах во многих городах мира – Токио, Хельсинки, Буэнос-Айреса, Милана и других.
Б. А. Мессерер является автором сценографии около 200 опер и балетов, книги воспоминаний, альбомов. Сотрудничал с Ю. Завадским, А. Райкиным, В. Плучеком, А. Эфросом, Б. Покровским, О. Ефремовым. По мнению критиков, в декорациях Мессерера присутствует особая сценичность: они конструктивны, пластичны, декоративны, невероятно динамичны. Художник обладает талантом преображать обыкновенные, бытовые вещи в театральные образы, создавая через линию и силуэт неожиданное линейно-ритмическое напряжение. Для своих постановок он, как правило, находит неожиданные объёмно-пространственные решения, обретающие знаковый характер. Сам Борис Асафович говорит: «Я для себя положил с самого начала, что не буду зависеть от выбора режиссерского, я остаюсь самим собой: я рисую свои картины, я свободен». И именно эта свобода чувствуется во всех работах художника. Его графические композиции действуют в сценическом пространстве как самоценные образы, обретая значение изобразительного «персонажа» спектакля. Этот сценографический «персонаж» весьма точно согласуется со сценическим действием актёров, но воздействует самостоятельно и может прекрасно существовать и вне сцены.
Мы предлагаем вашему вниманию предметы из архивно-рукописного отдела Бахрушинского музея.
Читать далее