«Любовь к трем апельсинам» – журнал, посвященный театру, искусству, поэзии и литературе. Выходил в Санкт-Петербурге-Петрограде в 1914-1916 гг. Журнал был организован известным режиссером Всеволодом Мейерхольдом, который выступал в этом издании под псевдонимом Доктор Дапертутто (Доктор Дапертутто – зловещий персонаж новеллы Э.-Т.-А. Гофмана «Приключение в ночь под Новый год»).
Журнал включал в себя ряд постоянных разделов:
- стихи;
- раздел в котором публиковались сценарии и пьесы;
- теоретический раздел;
- раздел, посвященный комедии дель арте;
- Hofmaniana;
- студия;
- хроника.
Кроме основных рубрик в журнале появлялись отклики на спектакли современного театра, рецензии на книги.
Валентина Петровна Веригина так вспоминает о появлении идеи издания журнала: «Однажды в середине зимы 1913 г. мы шли из студии и очутились в Кавказском погребке. Мейерхольд и Соловьев затащили туда на шашлык Любовь Дмитриевну, Кузьмина-Караваева, Николая Павловича и меня. Шашлык оказался неважным, вино – кисловатым, но зато настроение было прекрасное. Говорили о студии, о ее будущем, и Николай Павлович подал мысль издавать журнал, который отражал бы искания студии. <...> Сотрудники писали даром, обложка делалась даром. Редакция помещалась в квартире Мейерхольда, подписываться на журнал заставляли прежде всего родственников. Журнал выходил в небольшом количестве экземпляров, в продажу поступало немного. В первый же вечер стали выдумывать название. Сразу решили, что это будет «Журнал Доктора Дапертутто» (псевдоним Мейерхольда), а на названии «Любовь к трем апельсинам» остановились окончательно только через несколько дней».
Приверженность К. Гоцци и его пьесе обнаружилась еще во время пребывания Мейерхольда в Париже. В июне 1913 г. на русском концерте в пользу Тургеневской библиотеки он читал пролог этой сказки. В. П. Веригина вспоминала, как в конце марта 1913 г. на квартире Мейерхольда состоялось чтение дивертисмента «Любовь к трем апельсинам», сочиненного Мейерхольдом, Соловьевым и Вогаком: «Собрались у Мейерхольда все более или менее близкие люди и в том числе А. Блок. <...> Ему не понравилось: «Я этого не понимаю». <...> Сценарий не произвел впечатления и на других слушателей. Даже тем, кто любил Гоцци, дивертисмент должен был показаться суховатым. Это произведение, написанное по Гоцци, никак не могло вдохновить современных актеров на блестящую импровизацию. Учености Вогака, влюбленности Мейерхольда в театральное зрелище и Соловьева – в прошлое оказалось недостаточно».
Зато их хватило на издание журнала, в первом номере которого и был напечатан дивертисмент "Любовь к трем апельсинам". Именно этот первый номер был подарен В. Э. Мейерхольдом С. С. Прокофьеву и был взят последним на пароход с обещанием почитать на палубе. В результате родилась опера «Любовь к трем апельсинам».
Членами редакционной коллегии поначалу значились Л. Д. Блок, В. П. Веригина, К. А. Вогак, Е. А. Зноско-Боровский, С. С. Игнатов, В. Н. Княжнин, К. К. Кузьмин-Караваев. Редактором-издателем был В. Э. Мейерхольд. Автором обложки — Ю. М. Бонди. Постоянными сотрудниками считались Я. Н. Блох, К. М. Миклашевский, В. А. Пяст, В. Н. Соловьев, А. Н. Брянский. В. П. Веригина после паевого взноса, внесенного мужем, и активной пропаганды издания среди родственников и знакомых, отношения к нему более не имела. Любовь Дмитриевна Блок, также бывшая студийка актерского класса, выступала в качестве посредника между мужем, согласившимся заведовать поэтическим отделом, и журналом; с началом Первой мировой войны она покинула и студию и редакцию, чтобы целиком отдаться работе в госпиталях. Кузьмин-Караваев, более связанный со студией, чем с журналом, скоро был призван на фронт. Е. А. Зноско-Боровский, сотрудник журнала «Аполлон», присутствовал в редакции чисто номинально. Его участие ограничилось опубликованием пьесы «Обращенный принц» и рецензией на книгу К. Эрберга «Цель творчества». Реально печатались и работали в журнале В. Н. Соловьев, К. А. Вогак, А. В. Рыков, С. С. Игнатов, В. Н. Княжнин. И, конечно же, сам В. Э. Мейерхольд.
Осень 1914 г. – подготовка к Первому Вечеру Студии, приглашение А. В. Рыкова быть художником, обида Ю. М. Бонди, объяснение с В. Э. Соавтор В. Э. Мейерхольда по статье «Балаган» и пьесе «Огонь», художник Териокских спектаклей и Блоковского вечера, автор первой мейерхольдовской прозодежды и первой обложки журнала Юрий Михайлович Бонди больше не появлялся на страницах «Любовь к трем апельсинам». Номера 6 и 7 за 1914 г. еще вышли в его оформлении, номер 1-3 за 1915 г. – уже с обложкой А. Я. Головина.
Постоянными сотрудниками журнала в 1914–1915 гг. были В. Н. Соловьев, В. Н. Княжнин, Я. Н. Блох, К. А. Вогак, А. М. Брянский, С. С. Игнатов, К. М. Миклашевский.
3 февраля 1916 г. В. Э. Мейерхольд пишет А. А. Блоку: «Дорогой Александр Александрович, мы очень хотим сохранить отдел стихов в нашем журнале и очень признательны Вам за Вашу готовность по-прежнему редактировать этот отдел, несмотря на Ваше отношение к направлению нашего журнала, которое представляется Вам уклоном в сторону театральной археологии. Поэтому очень прошу Вас обращаться к поэтам (хотя бы при случае) за стихами для нашего журнала и все-таки не теряем надежды, дорогой Александр Александрович, что и Вы найдете что-нибудь у себя для нас. Наш журнал не преследует каких-нибудь реконструкционных задач; он только разрабатывает некоторые вопросы, связанные с проблемами формы в искусстве театра. Этим и объясняется тот теоретизм, который ставит Вас как бы в некоторое несогласие с нами».
Журнал переживал и тяжелые времена. Вс. Э. Мейерхольд вынужден был искать мецената. Предполагалось участие В. А. Сухарева. Вс.Э. Мейерхольд через С. С. Игнатова просит доставить ему все номера журнала, «особенно № 1 за 1914 г.», объясняющий, «почему именно так называется журнал».
Издание журнала держалось на энтузиазме сотрудников. Те немногие средства, которые удавалось получить от продажи, шли на типографские расходы. Гонораров никому не платили. Во время войны сильно подорожала бумага и повысились типографские расходы. Мейерхольд искал спонсоров. Найти их не удалось, и журнал прекратил свое существование.
Подробнее об истории журнала: https://ptj.spb.ru/archive/33/historical-novel-33/lyubov-ktrem-apelsinam-vs-mejerxolda/
Читать далее