Создателем и руководителем Камерного театра был Александр Таиров - российский режиссер, народный артист РСФСР, один из реформаторов сцены. Он стремился к «синтетическому театру», воспитанию актера виртуозного драматического мастерства, равно владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства, созданию новой сценической среды — пластической.
Таиров родился в украинском городе Ромны в семье учителя. Еще учась в киевской гимназии, он принимал участие в любительских спектаклях. После окончания гимназии поступил в Киевский университет на юридический факультет, но любовь к театру пересилила юриспруденцию. В 1905 он присоединился к антрепризе Михаила Бородая. Во время гастролей Веры Комиссаржевской он выступил перед великой актрисой и поступил в ее театр.
В Петербурге Александр Таиров стал участником экспериментов Всеволода Мейерхольда в области условного театра. Он много играл, но «холодный» стиль нового направления не удовлетворял его. В 1907 году ушел из театра и на долгие годы стал оппонентом Мейерхольда. Таиров не принимал и натуралистический стиль Художественного театра.
Некоторое время он работал в различных столичных и провинциальных театрах. В труппе передвижного театра Павла Гайдебурова он осуществил свою первую постановку «Гамлет» Уильяма Шекспира. Спектакль был тепло встречен публикой и прессой.
В 1913 году Таиров закончил юридический факультет Петербургского университета и решил бросить театр, разочаровавшись в театральном искусстве. Все же Таиров соглашается на работу в Свободном театре Константина Марджанова с его затеей сочетать в одном театральном действе трагедию и оперетту, драму и фарс, оперу и пантомиму. Здесь он встретил Алису Коонен, союз с которой определил многое в его жизни и творчестве. В Свободном театре Таиров поставил два спектакля «Покрывало Пьеретты» и «Желтую кофту», шедших с большим успехом. Однако Свободный театр распался в конце сезона.
В 1914 Таиров с частью труппы Свободного театра основал Камерный театр, который существовал тридцать пять лет. Театр открылся спектаклем «Сакунтала» Калидасы 25 декабря 1914 года. Среди постановок театра «Фамира Кифаред», «Саломея», «Федра», «Оптимистическая трагедия», «Мадам Бовари». Премьеры 1922 года — «Федра» и «Жирофле-Жирофля» поставили Камерный театр на небывалую высоту. Им гордились, его посещали иностранцы, его отправляли на гастроли за границу.
Камерный театр представил свои спектакли по обе стороны экватора. Труппа дважды посещала немецкие города, заинтересовав широкие круги зрителей. Гастроли прошли так же в Австрии, Бельгии, Италии, Швейцарии и Чехословакии. От некоторых предложений даже приходилось отказываться. Так пришлось отменить гастроли в Испании, чтобы успеть к установленной дате в Южную Америку, где актёры посетили Уругвай, Аргентину и Бразилию.
Славословие и брань в прессе; прием, устроенный эмигрантской элитой в честь актеров Камерного театра; восторги Кокто, Пикассо, Леже... На Международной выставке в Париже в 1925 году Камерный театр завоевывает Большой приз.
В спектакле «Египетские ночи» Таиров задумал соединить в одном представлении «Цезаря и Клеопатру» Бернарда Шоу, «Египетские ночи» Пушкина, «Антония и Клеопатру» Шекспира. Рискованный эксперимент опирался главным образом на смелость и актерское честолюбие Коонен. Однако после этого спектакля Камерный театр и в прессе, и в дискуссиях стали называть формалистическим - так были восприняты философские обобщения Таирова, говорившего о связи судьбы человека с судьбой эпохи.
В 1936 году вслед за трагедией «Египетские ночи» в театре была поставлена комическая опера А. Бородина «Богатыри» с новым текстом Демьяна Бедного. Зрелище получилось яркое, пестрое, слегка стилизованное под палехские миниатюры. Вскоре последовали обвинения в искажении исторического прошлого русского народа. Спектакль был снят.
Критика обрушилась на Камерный театр и его руководителя со всех сторон. Работу над оперой Прокофьева «Евгений Онегин» пришлось прекратить.
В августе 1937 года решением руководящих органов были слиты воедино Таировский Камерный театр и Реалистический театр Охлопкова. Так продолжалось два года. В искусственно объединенной труппе царил хаос.
Последние годы Камерного театра были очень драматичны. Советская драматургия 1940-х годов для Таирова возможности особого выбора не представляла. К тому же сказывались трудности послевоенного времени: плохие сборы, закрытие актерского училища при театре, обветшалое здание, требовавшее ремонта. Последним спектаклем режиссера Таирова в Камерном театре была "Адриенна Лекуврер", которая продержалась в репертуаре театра с 1919 года. 19 мая 1949 года постановлением Комитета по делам искусств Таиров был уволен и переведен в штат театра имени Е.Вахтангова.
9 августа 1950 года Камерный театр переименован в "Московский драматический театр им. А.С. Пушкина".
Таиров называл свой театр «неореалистическим искусством эмоционально насыщенных форм». Он исповедовал принципы синтетического театра. Такой театр должен был объединить в себе разные элементы: слово, песню, пантомиму, танец, цирк и пр. Основой для такого объединения должно было стать искусство актера.
Александр Таиров также придавал огромное значение участию художника в работе над спектаклем. Изобразительное искусство играло одну из важнейших ролей в эстетической программе Таирова. Такие выдающиеся мастера сценографии как: А.А. Арапов, А.В. Веснин, Н.С. Гончарова, С.Ю. Судейкин, П.В. Кузнецов, Н.П. Калмаков, А.В. Лентулов, А.А. Экстер, Г.Б. Якулов, Б.А. Фердинандов, Н.М. Фореггер, В.А. Щуко, В.Ф. Рындин, братья Г. и В. Стенберги, В.Е. Татлин, А.Г. Тышлер, Р.Р. Фальк внесли свою лепту в создание образа Камерного театра и сегодня остающегося притягательной легендой. Разрабатываемые Таировым направления в декорационном искусстве содержат практически все тенденции начала XX века – от конструктивизма до действенной сценографии, от авангардной живописи до симультанной декорации, от бытовых решений до применения проекций. Сценография была важнейшей составляющей постановок Камерного театра, пластическим и эмоциональным элементом драматургии.
Коллекция театрального музея им. А.А. Бахрушина постепенно пополнялась предметами, отражающими историю Камерного театра. В 1917 году Алексеем Александровичем Бахрушиным было куплено первое произведение у Экстер, в 1920-ом году 8 эскизов костюмов к спектаклю «Фамира-кифаред», а также макет и 29 эскизов костюмов к «Саломее», в 1923 Бахрушин получил 39 эскизов костюмов к постановке «Ромео и Джульетта». Коллекция пополнилась работами к другим постановкам Камерного театра - эскизами и макетами А.Веснина, А.Арапова, С.Судейкина, Н.Калмакова, братьев Стенберг и Г.Якулова.
Большая часть коллекции театральных эскизов художников Камерного театра была сформирована после передачи в 1949 году в театральный музей им. А.А. Бахрушина коллекции притеатрального музея Камерного театра. Процесс формирования коллекции продолжается уже почти сто лет: первые произведения в собрание музея поступили не позже 1917 года, а последнее - портрет А.Таирова кисти Н.Гончаровой было куплено несколько лет назад.
Читать далее