Вернуться
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Аннотация
Отдел фото-негативных документов включает более 500 000 единиц хранения. Фотографический материал чрезвычайно обширен. Это фотографии сцен из спектаклей (драматических, оперных, балетных; оперетты), фотопортреты актёров в жизни и в ролях, писателей-драматургов, режиссёров, художников, антрепренёров и других театральных деятелей; групповые портреты; снимки театральных зданий внутри и снаружи. Его временные границы — от 1850-х гг. (практически от появления первой театральной фотографии) до наших дней. Так, самыми ранними театральными фотографиями, представленными в фонде, являются снимки спектакля Малого театра «Горе от ума» (премьера — 1832 г., съёмка 1852 г.) с М.С. Щепкиным в роли Фамусова. Основа и главная ценность фонда — коллекция негативов (плёночных и стеклянных), подавляющее большинство которых доступно в виде отпечатков. Следует отметить, что очень многие отпечатки, хранящиеся в музее, со временем приобрели самодостаточную ценность по причине безвозвратной утери негативных оригиналов. Коллекция фото-негативных документов Бахрушинского музея впечатляет своей широтой и объёмом. Здесь можно найти свидетельства почти о каждом спектакле, оставившем сколько-нибудь заметный след в театральной истории. Подробно представлены императорские театры: Большой, Мариинский, Малый и Александринский, МХТ и МХАТ (а также Общество любителей искусства и литературы и Алексеевский кружок), студии Художественного театра (1-я, 2-я, 3-я, 4-я), студия Габима, Частная опера Зимина, Частная опера Мамонтова, другие дореволюционные частные театры и антрепризы: театр Корша, антреприза Суходольских, в том числе, провинциальные: Харьковская антреприза п/р Н. Синельникова, театр Соловцова, Свободный театр, современные театры: Театр им. Моссовета, Театр на Таганке, «Современник», Камерный музыкальный театр им. Бориса Покровского; детские театры: Театр им. Н.И. Сац, Российский академический Молодёжный театр; ныне не существующие театры, закрытые в советское время: Реалистический, МХАТ-2, Госет, Камерный и многие другие. Число «персональных» коллекций также велико. Среди наиболее интересных и подробных — собрания, посвящённые М.Н. Ермоловой, А.И. Южину, Г.Н. Федотовой, О.А. Правдину, Н.А. Никулиной, А.П. Ленскому; М.В. Дальскому, П.Н. Орленеву, Ю.М. Юрьеву, Е.Н. Рощиной-Инсаровой, Л.В. Собинову, Ф.И. Шаляпину, А.В. Неждановой, Н.А. Обуховой, А.Д. Вяльцевой, Н.В. Плевицкой, Н.Ф. Монахову, Н.Г. и С.Г. Легатам, Т.П. Карсавиной, В.Ф. Нижинскому, А.П. Павловой, М.Ф. Кшесинской, О.И. Преображенской, А.А. Горскому, М.М. Фокину, О.Л. Книппер-Чеховой, В.И. Качалову, И.М. Москвину, А.Г. Коонен, А.Я. Таирову, А.А. Румневу, М.А. Чехову, И.Н. Берсеневу, С.В. Гиацинтовой, М.И. Бабановой, Л.В. Целиковской, А.К. Тарасовой, О.Н. Андровской, М.М. Яншину, М.И. Прудкину, Н.П. Хмелёву, М.В. и А.А. Мироновым, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, О.И. Далю, Ю.Г. Богатырёву, И.М. Смоктуновскому, М.М. Козакову и многим другим, а также некоторым иностранным артистам — Эрнсту фон Поссарту, Элеоноре Дузе, Саре Бернар. Особенную часть фонда составляют фотографии с автографами и дарственными надписями. Их собиранию уделял особое внимание ещё Алексей Александрович Бахрушин. Эта часть коллекции активно пополняется и по сей день.