На выставке представлены работы из собраний 23 музеев и частных коллекций: Бахрушинского музея, Русского музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея МХАТ и других.
Александр Яковлевич Головин (1863–1930) — театральный художник, автор декоративных работ, пейзажист, создатель портретов и натюрмортов, график. Любимым пластическим мотивом, основой возникновения и развития его стиля был орнамент. «Изящное кружево» было чуть ли не главным «действующим лицом» его картин.
Головин учился в Катковском лицее, затем в 1878 году перевелся в Поливановскую гимназию. В 1882–1889 годах обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении (1881–1883), потом на живописном, в классах И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова. В период обучения в училище Головин познакомился с И.И. Левитаном, К.А. Коровиным, А.Е. Архиповым, И.С. Остроуховым, М.В. Нестеровым.
Начав свой путь с живописных произведений в традициях передвижничества, под влиянием Абрамцевского художественного кружка Головин стал работать в области декоративно-прикладного искусства. В конце 1890-х годов Головин создаёт керамические панно для московской гостиницы «Метрополь», которые и сейчас украшают здание. На главном фасаде разместилось большое панно «Принцесса Грёза» М.А. Врубеля, а по сторонам от него и на боковых фасадах — работы Головина: «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд».
С 1899 года, по приглашению управляющего Императорскими театрами В.А. Теляковского, Головин начал оформлять постановки в Большом театре. В 1902 году мастер переехал в Петербург, где вскоре стал главным художником-консультантом при Дирекции Императорских театров. Свои работы он создавал для Александринского и Мариинского театров. Он придумал эскизы костюмов и декораций к операм «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Каменный гость» А.С. Даргомыжского; спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна, «Гроза» А.Н. Островского, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Песнь соловья» И.Ф. Стравинского и многим другим.
С тех пор творчество Головина было неразрывно связано с историей театра, а сам он приобрел славу одного из главных реформаторов сцены.
Читать далее