Федор Федорович Федоровский был постоянным художником Частной Оперы С.И. Зимина с 1907 г. по 1920 г., когда театр был окончательно расформирован. В сентябре 1917 г., когда театр получил новое название – «Театр московского совета рабочих депутатов» - на его сцене состоялась премьера оперы С.И. Танеева «Орестея» в декорациях художника. Режиссером постановки был Ф.Ф. Комиссаржевский. Федоровский выполнил эффектные эскизы декораций и костюмов, вдохновленные античным искусством, для каждой из восьми картин, которые, в свою очередь, разделялись на три части – «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды».
Опера была стилизована под древнегреческую трагедию: на сцене отсутствовал занавес, на подмостках располагалась орхестра (полукруглая площадка) с жертвенником. При том, что сама постановка не имела большого успеха среди современников, всеми отмечалось ее художественное оформление. Как отмечал Ю. Сахновский, «Хороши декорации и костюмы, исполненные по эскизам художника Ф.Ф. Федоровского. В них есть и от подлинной Эллады, и от подлинной археологической достоверности, наконец, достигнута редко удающаяся полная цветовая гармония тонов между декорациями и костюмами. Тут достигнуто полное единство». Благодаря художнику, сложная многосоставная опера, основанная на древнегреческой трагедии, производила на зрителя неизгладимое визуальное впечатление, заставляя вспомнить о лучших образцах античного искусства.
Следует признать, что само произведение достаточно сложно для постановки – в 1895 г, после премьеры в Мариинском театре, один из рецензентов утверждал, что композитор «имеет большое сходство с Эсхилом – первый написал на мертвом языке, а последний написал мертвую оперу». Репертуарной оперой «Орестея» не стала, но повлияла на многих современных Танееву композиторов – например, И.С. Стравинского, впоследствии написавшего на схожую тему оперу «Царь Эдип».
Читать далее