(1891-1956)
Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году в семье театрального бутафора, поэтому с детства был окружен искусством. После переезда в Казань с 1911 по 1914 годы посещал Казанскую художественную школу в качестве вольнослушателя. Увлекшись футуризмом, в конце 1915 года вместе со своей будущей женой, художницей Варварой Степановой, переехал в Москву.
В 1916 году Родченко учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище. Тогда же начал выставляться как живописец – принял участие в выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным. Занимался живописью, графикой, фотографией, работал фотокорреспондентом в газетах и журналах. Свои идеи изложил в текстах «Все – опыты» и «Линия». Художник стремился концентрировать внимание зрителя на основных элементах живописного языка – линии, цвете и форме, настаивая на том, что «творить новое надо новыми средствами выражения».
Был участником групп «ЛЕФ» и «Реф» (1923-1930), художником журналов «Леф» (1923-1925) и «Новый Леф» (1927-1928), членом «Объединения современных архитекторов» и АСНОВА. В 1920-1930 годах преподавал во ВХУТЕМАСе.
Первый опыт Родченко в театре – постановка А. Гана «Мы» (не осуществлена), для которой в 1919-1920 годах он создал эскизы костюмов. В 1929 году художник оформил спектакли «Клоп» по пьесе В. Маяковского в театре Вс. Э. Мейерхольда и «Инга» по пьесе А. Г. Глебова. В 1931 разработал эскизы костюмов для постановки «Шестая мира» Московского мюзик-холла.
В собрании ГЦТМ им. А.А.Бахрушина хранятся эскизы Александра Родченко к неосуществленной постановке «Мы», спектаклям «Клоп» и «Шестая мира», а также один из самых известных фотопортретов Владимира Маяковского.