(1898-1948)
Сергей Эйзенштейн родился в Риге в 1989 году в семье инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна. Ему с детства нравилось рисовать – Сергея увлекала линия, мальчик воспринимал ее как движение, процесс.
Эйзенштейн закончил Рижское реальное училище и в 1915 году поступил в петроградский Институт гражданских инженеров. В свободное время он много читал об искусстве и архитектуре, рисовал и ходил в театр. Виктор Шкловский писал о молодом Эйзенштейне: «Сергей Михайлович в театре больше всего любил саму сцену, декорации занимали архитектора больше, чем актеры».
Октябрьская революция, которая пришлась на его студенческие годы, изменила и во многом определила жизнь Эйзенштейна. В своей автобиографии он писал: «Если бы не революция, то я бы никогда не «расколотил» традиции – от отца к сыну – в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное – свободу самоопределенья».
В 1917 году Эйзенштейн был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. В 1918, после расформирования школы, вступил в Красную Армию, на два года с эшелоном отправился на северо-восточный фронт и стал техником военного строительства. Работал художником в театральных коллективах Красной Армии, изучал историю и архитектуру театра, вел подробные дневники.
В 1920 году отправился в Москву и устроился художником в Первый рабочий театр Пролеткульта, а в 1921 поступил в Государственные высшие режиссерские мастерские Всеволода Мейерхольда. Эйзенштейн был сторонником уничтожения старого искусства и создания чего-то нового. В дневнике он писал: «Не надо искусства, нужна наука. Не надо слова «творчество». Можно заменить его словом «работа». Не надо создавать произведение – надо его собирать из кусков, монтировать, как машину».
В течение 1920-1923 годов Сергей Михайлович участвовал в создании театральных постановок: в Пролеткульте – «Мексиканец» (1920), «Царь Голод» (1921, не осуществлен), «Мудрец» (1923); в Мастфоре – «Воровка детей» (1922), «Хорошее отношение к лошадям» (1921), «Фетра» (1922), «Шерлок Холмс и Ник Картер», «Наследство Гарланда» (1922); в Центральном Просветительном театре – «Макбет» (1922); в Театре Мейерхольда – «Дом, где разбиваются сердца» (1922, не осуществлен).
В спектакле театра Пролеткульта «Мудрец» Эйзенштейн впервые применил изобретенный им монтаж аттракционов. В этой постановке художник начал экспериментировать с кино, создав киновставку «Дневник Глумова». Позже Эйзенштейн ушел из Пролеткульта и до самой смерти в 1948 году занимался кинематографом. Его самые известные ленты – «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Иван Грозный».
Сергей Эйзенштейн больше всего известен как режиссер и теоретик кино. В коллекции Бахрушинского театрального музея можно познакомиться с работами Эйзенштейна-художника: эскизами к театральным постановкам и ранними учебными работами его авторства.
Читать далее