Вернуться
Мусоргский Модест Петрович, 1839-1881
Мусоргский Модест Петрович, 1839-1881
Биография
Модест Петрович Мусоргский (9 (21) марта 1839 – 16 (28) марта 1881) – русский композитор, член «Могучей кучки», пианист, камерный баритон. Работал в различных жанрах: в его творческом наследии – оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры. Родился 9 (21) марта 1839 г, в с. Карево Псковской губернии. Отец Мусоргского, коллежский секретарь Петр Алексеевич Мусоргский, происходил из старинного дворянского рода Мусоргских, который происходил из смоленской ветви Рюриковичей. Мать, Юлия Ивановна Чирикова – дочь губернского секретаря Ивана Ивановича Чирикова. Уже в семь лет Мусоргский мог сыграть некоторые произведения Ференца Листа, выступал на домашних концертах. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 г., когда Модесту исполнилось 10 лет, отец повез будущего композитора и его старшего брата Филарета в Петербург – он хотел, чтобы дети получили образование в столице. Мусоргский поступил в старейшую петербургскую школу Петришуле, где основными предметами были иностранные языки. Он не оставил занятий музыкой и брал уроки у пианиста Антона Герке, выступал с номерами на домашних концертах петербургской знати. Не окончив училища, в 1852 г. будущий композитор поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков, где благодаря законоучителю отцу Крупскому «глубоко проник в самую суть» греческой, католической и протестантской церковной музыки. В Санкт-Петербурге вышла первая публикация композитора – фортепианная полька «Подпрапорщик». В 1856 г. заканчивает юнкерскую школу и поступает на службу в Преображенский полк, где организует кружок любителей музыки, в который входили Николай Оболенский и Григорий Демидов. Они вместе посещали театры, слушали оперы и обсуждали теорию музыки. Для Оболенского Мусоргский написал фортепианную пьесу. В 1858 г. композитором написаны два скерцо – B-dur и cis-moll, одно из которых (B-dur) было им оркестровано и в 1860 г. исполнено на концерте Русского музыкального общества. С 1858 г. Мусоргский работает над своей первой оперой «Эдип в Афинах», но так и не заканчивает ее. Он пытается найти свой собственный стиль, много экспериментирует, берется за разные жанры. Композитор создает несколько романсов, пьес, переложений Бетховена. Они не стали популярными. М. Балакирев полагал, что композитор ленится, а его произведения не оригинальны. Мусоргский не обижался на критику и писал в письме к наставнику: «Вы меня славно умели толкать во время дремоты». С музыкантами А. Бородиным и А. Даргомыжским, с которыми потом дружит много лет, композитор знакомится в конце 1850-х гг. Они приглашают Мусоргского в кружок М. Балакирева, и он становится учителем и наставником начинающих музыкантов. Вскоре к ним присоединяется А.Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Вместе с художественным критиком Владимиром Стасовым они организуют музыкальное содружество, которое получает название «Могучая кучка». К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать, как он сам выражался, «музыкусом». Под руководством Балакирева Мусоргский серьезно берется за теорию и историю музыки: анализирует гармонию, контрапункт, форму и инструментовку в сочинениях признанных композиторов. В 1861 г. Мусоргский создает небольшое инструментальное произведение под названием «Интермеццо». Его вдохновляет наблюдение за крестьянами в деревне Псковской губернии: «Вдали показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, с хохотом по ровной тропинке. У меня мелькнула в голове эта картина в музыкальной форме, и сама собою неожиданно сложилась первая «шагающая вверх и вниз» мелодия а-ля Бах: веселые, смеющиеся бабенки представились мне в виде мелодии, из которой я потом сделал среднюю часть». В 1861 – 1862 гг. по совету Балакирева он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. В Петербург Мусоргский возвращается в 1863 г. Возникает необходимость зарабатывать на жизнь – родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления. В это время работает над оперой «Саламбо» (1863–1866 гг.) по одноименному роману французского писателя Г. Флобера и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. И «Саламбо» также остается незаконченной. К 1864–1866 гг. появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти. Это песни «Калистрат» на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле (композитор назвал «Калистрата» этюдом в народном стиле), «Спи, усни, крестьянский сын» в духе народных песен на текст из драмы А. Островского «Воевода», бытовая картинка «Светик Саввишна» на собственные слова. Прослушав последнюю, известный композитор и авторитетный музыкальный критик А. Серов сказал: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке». Несколько позднее появляется «Семинарист», также на собственный текст. В 1867 г. создается, наконец, первое крупное оркестровое сочинение – «Иванова ночь на Лысой горе». Тогда же под влиянием «Каменного гостя» А. Даргомыжского Мусоргский начинает работу над оперой «Женитьба» на прозаический текст комедии Гоголя. Эта смелая идея очень увлекает его, но через некоторое время становится ясно, что это – только эксперимент: создать оперу на одном речитативе, без арий, хоров, ансамблей, он не считает возможным. В 1868 г. Мусоргский работает над вокальным циклом «Детская» (1868, 1870, 1872), в который вошли семь пьес. После публикации он стал популярен в России и за рубежом. Произведения одобрил Ф. Лист и даже прислал Мусоргскому подарок. Композитор вспоминал: «Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениями, избирающий колоссальные сюжеты, мог серьезно понять и оценить «Детскую», а главное, восторгнуться ею». 1860-е гг. – время ожесточенной борьбы между балакиревским кружком и так называемой консервативной партией, к которой принадлежат профессора недавно открывшейся первой русской консерватории, поддерживаемые великой княгиней Еленой Павловной. Балакирев, бывший некоторое время директором Русского музыкального общества (РМО), в 1869 г. от своей должности отставлен. В противовес этому учреждению он организует цикл концертов Бесплатной музыкальной школы, но борьба заведомо проиграна, так как, в отличие от РМО, БМШ никем не субсидируется. Мусоргский загорается идеей воплотить в музыке противников Могучей кучки. Так возникает «Раек» – уникальное сатирическое вокальное сочинение, по словам Стасова, шедевр «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности... Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка». 1868-1869 гг. отданы композитором работе над «Борисом Годуновым». Мусоргский в 1869 г. заканчивает первую редакцию оперы и передает оперу в Дирекцию Императорских театров, однако в постановке композитору отказывают: «Был у директора театров; он сказал, что в этом году они ничего не могут ставить нового, а впрочем, меня могут позвать в половине августа или в начале сентября попугать их «Борисом». В 1870 г. он представляет партитуру оперы «Борис Годунов» в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа – отсутствие крупной женской роли. В 1871-1872 гг. композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории (Римский-Корсаков создает «Псковитянку») и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого. В 1873 г. выходит из печати «Детская» в оформлении И. Репина (издательство В.В. Бесселя) и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Ф. Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман. В 1874 г. удается поставить оперу «Борис Годунов». Вскоре билеты на «Бориса Годунова» раскупают заранее, песни из него распевают на улицах, но при этом пресса публикует отрицательные рецензии. Раскритиковали «Бориса Годунова» и друзья Мусоргского, члены «Могучей кучки». Отрицательный отзыв на оперу в газете «Санкт-Петербургские ведомости» написал композитор Цезарь Кюи: «В нем [либретто «Бориса Годунова»] нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса. Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту, но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных». Композитор заканчивает фортепианный цикл «Картинки с выставки», созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки архитектора Виктора Гартмана. Работает и над новой оперой «Хованщина» на сюжет из русской истории. В работе над произведением ему помогает В. Стасов. Он изучает исторические летописи в библиотеках, собирает факты для либретто. Композитор пишет Стасову: «Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться «Хованщина»; не будет смешно, если я скажу: «посвящаю Вам себя самого и жизнь свою за этот период». Мусоргский в это время подружился с певцом Осипом Петровым. Тот предложил композитору написать оперу по повести Н. Гоголя «Сорочинская ярмарка». Мусоргский согласился, а роль крестьянина Солопия Черевика пообещал отдать Петрову. Летом 1874 г. а работа над «Хованщиной» прерывается ради «Сорочинской ярмарки». Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый» по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 г. В эти годы у него начинаются проблемы с деньгами и здоровьем, ухудшаются отношения с членами «Могучей кучки». Мусоргский писал в письме Стасову: «Могучая кучка выродилась в бездушных изменников». Регулярные встречи композиторов объединения прекратились. Его выселяют за неуплату в 1875 г. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. Под впечатлением от сочинения Ф. Листа «Пляска смерти» композитор пишет вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи поэта А. Голенищева-Кутузова. В него вошли четыре пьесы, каждую из которых Мусоргский посвятил своим друзьям. Работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной» идет очень медленно. В письмах друзьям он сообщает, что хочет изобразить в них подлинный русский характер, изучить его неизвестные черты. Мусоргский по несколько раз переписывает уже готовые сцены: «До такой степени я становлюсь строгим к себе – уморительно». Он переделывает и вступление к «Хованщине» под названием «Рассвет на Москве-реке». В нем считывается прием композитора: он часто использовал и перерабатывал народные песни и мотивы, а иногда вставлял их части в свои произведения. Из-за этого сочинения Мусоргского стали называть «народными музыкальными драмами». С 1876 г. оперу М. Мусоргского «Борис Годунов» в Мариинском театре начали исполнять в урезанном виде. Цензура вырезала финальную сцену, в которой народ исполнял хор «Слава тебе, царевичу!» для Лжедмитрия I. Композитор по этому поводу писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром. Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе». Из-за нехватки денег Мусоргский подрабатывает аккомпаниатором на концертах. В феврале 1878 г. умирает близкий друг композитора – певец Осип Петров. Композитор писал: «Я утратил опору моей горькой жизни». Из-за этого он остановил работу над операми, почти не писал других произведений, а вскоре серьезно заболел. Друзья помогают Мусоргскому найти другую должность – младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. Чтобы поправить материальное положение и здоровье, в 1879 г. он отправляется в концертное турне по югу России вместе с оперной певицей Дарьей Леоновой. В программе выступлений – арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами – транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной». В 1880 г. Мусоргского увольняют с официального места работы – ревизионной комиссии Государственного контроля. Друзья: В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский (брат драматурга) – складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Благодаря этой помощи летом 1880 г. «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Д. Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано. Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф.М. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 г. Когда перед публикой вынесли окаймленный трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон. Эта поразившая присутствующих импровизация была (по воспоминаниям очевидца) его «последним „прости“ не только усопшему певцу „униженных и оскорбленных“, но и всем живым». Здоровье композитора ухудшается. На одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона». На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых И. Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского. Умер Модест Петрович Мусоргский 28 марта 1881 г. Похоронен композитор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1885 г. усилиями верных друзей на могиле был установлен памятник. По материалам: https://www.culture.ru/persons/8299/modest-musorgskii https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 https://mussorgsky.ru/biography.html
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 353
Фотография Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова в сцене из оперы "Борис Годунов" М. Мусоргского. "Борис Годунов"
Либретто с программой музыкального спектакля "Женитьба" Н.Гоголя на музыку М. Мусоргского. "Женитьба"
Афиша сборая: опера "Пиковая дама" П.И. Чайковского, "Женитьба" М.Мусоргского и А.Черепнина, "Евгений Онегин" П.И. Чайковского. "Пиковая дама", "Женитьба", "Евгений Онегин"
Мусоргский Модест Петрович. Дарственная надпись к графу Арсению Голинищеву-Кутузову на нотах своего романса "Семинарист" (с посвящением Л. И. Шестаковой). 1866 г.
Мусоргский Модест Петрович. Письмо к Стасову Владимиру Васильевичу о призвании художника. На 2 л. автограф А. Мейнера от 25 июля 1947 г. 18 октября 1872 г.
Мусоргский Модест Петрович. "Он смерть нашел в краю чужом". Ноты баллады на слова Голенищева-Кутузова А.А. С пометами карандашом рукой неустановленного лица. [1880-е - 1910-е гг.]
Показать все