Русский композитор, педагог, дирижер и музыкальный критик.
Петр Ильич Чайковский родился в дворянской семье. Его отец горный инженер И.П. Чайковский был директором Камско-Воткинского сталелитейного завода, мать А.А. Ассиер окончила Женский патриотический институт в Санкт-Петербурге. По отцовской линии Петр Ильич происходил из малороссийского казачьего рода Чайка (дед композитора для благозвучности изменил фамилию на Чайковский), а по линии матери имел французские и австрийские корни.
В семье Чайковских любили музыку: мать Петра Ильича музицировала на фортепиано и исполняла романсы, отец играл на флейте, а в доме стоял механический орган (оркестрина), в исполнении которого мальчик впервые услышал произведения Моцарта, Россини, Беллини и Доницетти. Петр рано увлекся музыкой, и родители пригласили для него педагога М.М. Пальчикову, обучавшую его игре на фортепиано.
После отставки отца в 1849 году Чайковские переехали в город Алапаевск, а в 1850 году Петр Ильич поступил в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, которое окончил в 1859 году с чином титулярного советника. Однако в годы учебы будущий композитор продолжал заниматься музыкой с новым педагогом - профессиональным пианистом Р. Кюндингером, кроме того, он пел в училищном хоре, часто бывал на балетах и операх в петербургском Большом театре и Мариинке. В училище Чайковский познакомился с будущим поэтом А.Н. Апухтиным, вместе с которым они издавали журнал «Училищный вестник». Петр Ильич много читал (сочинения А.С. Пушкина, А. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова), выписывал журнал «Современник».
По окончании училища П.И. Чайковский начал работать в Министерстве юстиции. В 1861 году совершил первую зарубежную поездку в качестве секретаря и переводчика и побывал в Германии, Бельгии, Франции и Великобритании.
В сентябре 1861 года Чайковский поступил в музыкальные классы Русского музыкального общества (в 1862 году преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию) и стал одним из лучших по классу композиции (его обучали Н.И. Заремба – контрапункт и музыкальная форма и А.Г. Рубинштейн – сочинение и инструментовка). Одновременно Петр Ильич брал уроки игре на флейте у Ч. Чиарди и на органе у Г. Штиля. В консерватории он написал свои первые произведения: увертюру «Гроза» по пьесе А.Н. Островского, кантату на оду Ф. Шиллера «К радости» и пьесу для симфонического оркестра «Характерные танцы» («Танцы сенных девушек», включенные позднее в оперу «Воевода»). Именно «Характерные танцы» стали первым произведением Чайковского, исполненным публично (в 1865 году). До 1863 года Чайковский сочетал музыкальные занятия с работой чиновника, затем окончательно оставил службу и всецело посвятил себя музыке (формальную отставку он получил в 1867 году в чине надворного советника). В 1865 году он окончил консерваторию с большой серебряной медалью и званием «свободного художника».
В 1866 году П.И. Чайковский переехал из Петербурга в Москву, чтобы преподавать (сочинение, инструментовку, гармонию и теорию музыки) на музыкальных курсах. Отсутствие отечественных учебных пособий подтолкнуло его к работе над переводами зарубежных и к написанию собственных учебников («Краткий учебник гармонии» и др.). Кроме того, в это время композитор создал свою первую симфонию «Зимние грезы» и оперу «Воевода, или Сон на Волге», премьера которой состоялась в Большом театре в 1869 году.
В 1868 году Петр Ильич впервые выступил в печати как музыкальный критик (позже, с 1872 по 1876 год, он работал музыкальным критиком в газетах «Русские ведомости» и «Современная летопись»), и познакомился с композиторами «Могучей кучки». По совету главы «Могучей кучки» М.А. Балакирева композитор написал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», а критик В.В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (за произведение, исполненное на концерте Русского музыкального общества, Чайковскому вручили лавровый венок и серебряный кубок). В 1871 году П.И. Чайковский побывал в Италии и Франции и в Ницце сочинил две пьесы для фортепиано — «Ноктюрн» и «Юмореска».
В начале 1870-х годов Петр Ильич начал работу над оперой «Опричник», которая была поставлена в Мариинском театре в 1874 году. В 1875 году по заказу издателя журнала «Нувеллист» Н.М. Бернарда Чайковский написал фортепианный цикл «Времена года». Еще в 70-е годы композитором были созданы: опера «Кузнец Вакула» («Черевички»), музыка к драме А.Н. Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета, кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» (на слова Я.П. Полонского) и др.
Благодаря поддержке меценатки Н.Ф. фон Мекк, П.И. Чайковский в 1878 году, оставив службу в консерватории, закончил оперу «Евгений Онегин» и Четвертую симфонию и начал писать оперу «Орлеанская дева» и фантазию «Итальянское каприччио».
В 1880 году Чайковский сочинил торжественную увертюру «1812 год» в память о победе над Наполеоном, за которую был награжден орденом Святого Владимира IV степени.
В 1885 году композитор вошел в члены совета директоров Русского музыкального общества и возглавил его московское отделение.
В восьмидесятые и девяностые годы Петр Ильич много путешествовал по Европе, бывал на концертах Э. Грига, Г. фон Бюлова, А. Дворжака, Г. Малера, К. Сен-Санса и других композиторов, с которыми начал переписываться, сам дирижировал концертами из своих произведений.
В этот же период им были написаны оперы («Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.), сюита «Моцертиана», увертюра «Гамлет», Пятая и Шестая симфонии, балеты («Спящая красавица», «Щелкунчик»), симфония «Манфред», Третий фортепианный концерт и др.
В 1891 году Чайковский совершил поездку в США и в Нью-Йорке дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла.
К 1893 году творчество Чайковского было безмерно любимо в России и получило широкое международное признание: в Великобритании Петру Ильичу присвоили степень почетного доктора Кембриджского университета, в Париже избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств, в Германии и Франции с успехом шли его оперы. На 1894 год он запланировал новый гастрольный тур, работал над симфонией «Жизнь»…
Великий русский композитор скоропостижно скончался в 1893 году в Санкт-Петербурге от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Александро-Невской лавре, в Некрополе мастеров искусств.
Наследие Петра Ильича Чайковского представлено разными жанрами: десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его музыка - о жизни и смерти, о всепобеждающей силе любви и красоте природы, о сострадании и стремлении к совершенству - позволяет по-новому взглянуть на творчество Пушкина и Гоголя, Данте и Шекспира… Его творчество - это бесценный вклад в отечественную и мировую музыкальную культуру.
Читать далее