Советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, педагог, публицист.
Герой Социалистического Труда (1986). Народный артист СССР (1973)
Кавалер Двух Орденов Ленина (1976, 1986)
Лауреат Ленинской премии (1970), двух Государственных премий СССР (1977, 1985), Государственной премии РФ (2017) и двух Премий Правительства РФ (2002, 2011)
Родился в Ленинграде 2 января 1927 г.
Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева.
Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946).
В 1946 г. после окончания училища был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии. Первый исполнитель партий: Ретиарий («Спартак»), Северьян; Цветной юноша («Тропою грома»), Паяц («Щелкунчик»), Вестник («Тарас Бульба»), Охотник («Красный цветок»), русская пляска («Медный всадник»); др. партии: Ли Шанфу, Шурале; Николай («Татьяна»), Жером («Пламя Парижа»), Нурали, Юноша («Бахчисарайский фонтан»), Божок («Баядерка»), Ганс («Жизель»), Шут («Ромео и Джульетта»), Шут («Медный всадник»), Кот в сапогах («Спящая красавица»), украинский танец («Конек-Горбунок»), китайский танец («Щелкунчик»), Половчанин («Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»), Пан («Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст»).
В 1947-1957 гг. – солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова.
Одновременно с артистической карьерой начал ставить в балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А.М. Горького. Его первыми балетами были «Аистенок» Д.Л. Клебанова, «Славянские танцы» на музыку А. Дворжака (оба 1947), «Семеро братьев» на музыку А.Е. Варламова (1948). В Театре оперы и балета им. С.М. Кирова сначала ставил танцы в операх, в 1957 г. ему доверили сделать полномасштабную работу. Балет С. Прокофьева «Каменный цветок» декларировал симбиоз советского драмбалета и до того отвергавшегося балетного симфонизма, тем самым, став поворотным пунктом в развитии хореографического искусства СССР второй половины XX в. С этого спектакля также началось многолетнее творческое сотрудничество балетмейстера с Симоном Вирсаладзе – художником-постановщиком, ответственным за многие художественные и концептуальные решения в постановках Григоровича и позднее, вместе с ним, изменившим эстетику балета Большого театра.
В 1961 г. Григорович в содружестве с Вирсаладзе поставил балет Арифа Меликова «Легенда о любви», который считается его наивысшим достижением как балетмейстера.
В 1961-1964 гг. – балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский).
В 1965 г. окончил Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского.
В 1964-1988 гг. – главный балетмейстер Большого театра, где им созданы: «Щелкунчик» (1966), «Спартак» (1968), «Иван Грозный» (1975), «Ангара» (1976), «Ромео и Джульетта» (1979), «Золотой век» (1982); осуществлены новые редакции балетов: «Спящая красавица» (1963, 1973), «Лебединое озеро» (1969), «Раймонда» (1984); возобновлены: «Каменный цветок» (1959), «Легенда о любви» (1965).
В 1988-1995 гг. – художественный руководитель балетной труппы Большого театра.
В 1991-1994 гг. параллельно руководил основанной им труппой «Большой театр – студия Юрия Григоровича».
В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского театра оперы и балета.
С 1995 г. начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами, осуществляя постановку своих спектаклей.
В 1996 г. начал сотрудничество с Краснодарским театром балета, поставив сюиту из балета Д. Шостаковича «Золотой век».
В 1997 г. взял на себя художественное руководство этим новым коллективом; после премьеры своей версии «Лебединого озера» в том же году заявил о своем намерении перенести на краснодарскую сцену все свои работы. Постановки в Краснодаре Григорович осуществляет совместно с дирижером Александром Лавренюком.
В феврале 2001 г. балетмейстер вновь начал сотрудничать с Большим театром.
1 марта 2008 г. он стал штатным хореографом балетной труппы Большого театра.
Профессиональная и общественная деятельность:
1974-1988 – профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
1975-1989 – президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 - почетный президент
с 1988 – заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской академии хореографии.
с 1989 – президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии
с 1990 – президент фонда «Русский балет»
с 1992 – президент программы Benois de la Danse, бессменный председатель жюри премии
с 1997 – действительный член Академии гуманитарных наук (академик)
с 2004 – почетный член Российской академии художеств
c 2013-2015 член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерациипочетный член Австрийского музыкального общества
Член Украинской Академии танца.
Неоднократно возглавлял жюри балетных конкурсов в Варне (Болгария), Финляндии, США, Швейцарии, Японии. Он бессменный руководитель жюри: Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса артистов балета им. Сержа Лифаря в Киеве, Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России».
Один из самых выдающихся хореографов XX века. Автор восьми оригинальных балетов, созданных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе, а также редакций практически всех классических балетов, составляющих основу репертуара Большого театра.
Читать далее