Вернуться
Деммени Евгений Сергеевич, 1898-1969
Деммени Евгений Сергеевич, 1898-1969
Биография
Несмотря на то, что во многих официальных изданиях дата рождения Е. С. Деммени указана по новому стилю как 12 марта, сам Евгений Сергеевич всегда отмечал свой день рождения на следующий день, 13 марта и считал это число счастливым для себя. В своей автобиографии он писал: «По происхождению — дворянин, по образованию - военный, по устремлениям — актёр». Но путь в искусство у сына чиновника Министерства Двора Его Величества был достаточно долгим. Пятилетним ребенком Е. С. Деммени был отдан в Николаевский Кадетский корпус, по окончании которого — офицерские курсы Пажеского корпуса и выпуск в 1916 году в чине прапорщика инженерных войск. Октябрь 1917 года Е. С. Деммени встретил в действующей армии в должности начальника мостовой команды. В декабре 1917 года его избирают помощником командира батальона, а в начале апреля 1918 года последовала демобилизация. Впрочем, мирный период биографии Деммени продолжался относительно недолго — до ноября 1918 года, когда он, как профессиональный военный, вступил в ряды Красной Армии. За участие в боевых действиях на Северном и Карельском фронтах молодой командир Е. С. Деммени был награжден почетным знаком «Честному воину Карельского фронта». Повторно Деммени демобилизовался только в 1922 году. Как актер-любитель Е. С. Деммени начал выступать с 1918 года — 10 апреля состоялся его актерский дебют на сцене Народного Дома в Петрограде. В 1924 году он создал при Ленинградском ТЮЗе «Театр Петрушки». В 1930 г. этот театр был объединён с Театром марионеток и получил наименование Ленинградский государственный кукольный театр, которым Деммени руководил и которому потом — уже в девяностые годы двадцатого века — было присвоено его имя. Деммени оставался руководителем театра 45 лет, до самой смерти, поставив в нем около 150 спектаклей. Когда-то Самуил Яковлевич Маршак назвал Деммени «наркомом Петрушки» («Учитесь, друзья, у наркома Петрушки — до старости лет не бросает игрушки...»). В этой штуке был глубокий смысл: ключевым словом для определения значения Деммени в истории отечественного детского театра является слово «впервые». Его поиски в 1920 — 1930-е годы, по существу, определили пути развития этого вида искусства. Первые спектакли на современную тему, первые произведения классиков на кукольной сцене («Свадьба» Чехова, «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» по Гоголю, послевоенные «Проказницы Виндзора» по Шекспиру, «Лекарь поневоле» Мольера) — в каждой из постановок были открытия, было новаторство. Первый в Европе игровой кукольный фильм «Макс и Мориц» по В. Бушу был снят Деммени в 1928 году. Первый спектакль в куклах на телевидении «Школяр в раю» Ганса Сакса был поставлен Деммени еще тогда, когда телевидение у нас в стране только зарождалось, — в 1938-м. И это еще не все — первые курсы по подготовке режиссеров и актеров для театров кукол страны были организованы Евгением Сергеевичем еще в 1927 году. Итак, он был первым профессиональным pежиccepoм-кукольником, сумевшим, как сказано в Большой Советской Энциклопедии, профессионализировать и самое искусство театра кукол. Первый режиссер и первый теоретик. И еще одно «впервые» — именно Е. С. Деммени в 1934 году первым из советских кукольников получил почетное звание «Заслуженный артист РСФСР». В годы Великой Отечественной войны театр, руководимый Е. С. Деммени, до февраля 1942 года продолжал работу в блокадном Ленинграде. Затем Деммени и оставшиеся в живых сотрудники и актеры театра были эвакуированы в г. Иваново, где выпустили спектакль-памфлет «Юный Фриц» по пьесе С .Я. Маршака. С этим спектаклем театр в годы войны выступил на фронтах более 600 раз. Возобновлен этот спектакль актерами театра, носящего имя Деммени, был в 2010 году, к 65 годовщине Великой Победы. Большой вклад внес Е. С. Деммени и в эстрадное искусство, современниками он признавался выдающимся исполнителем кукольных эстрадных номеров. «Известно, что пионерами эстрадного кукольного искусства в нашей стране являются С. В. Образцов и Е. С. Деммени, создатели и руководители прекрасных кукольных театров. Впрочем, Сергей Владимирович начал работу в Центральном театре кукол, уже будучи известным кукольником-эстрадником, в то время, как Евгений Сергеевич появился на эстраде уже не менее известным режиссером и актером кукольного театра» (как написал в своей статье «Он вдохновенно и чудесно играет в куклы...» в «ПТЖ» Н. В. Охочинский, ученик и соратник Е. С. Деммени). Среди его наиболее известных эстрадных работ — номера «12-я рапсодия Листа в исполнении пианиста-виртуоза», «Цыганский танец», «Чарли Чаплин», «Танцевально-акробатическое трио», «Танго смерти» и др. Е. С. Деммени являлся автором нескольких книг и ряда статей по теории и практике кукольного театра, большинство из которых сегодня признанных пионерскими и основополагающими для искусства кукольного театра. На его счету — более пятидесяти публикаций в газетах, журналах и профессиональных сборниках кукольников. Е. С. Деммени был награжден орденским знаком «Честному воину Карельского Фронта» (1922), Орденом «Знак Почета» (1939), орденом Трудового Красного Знамени (1957), медалями, в том числе — «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «250 лет Ленинграду», был лауреатом нескольких всесоюзных фестивалей. Евгений Сергеевич Деммени являлся членом Всероссийского театрального общества (ВТО), персональным членом УНИМА (Всемирная организация кукольников), почётным членом Российской секции УНИМА. Похоронен Е. С. Деммени на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. Память[править | править вики-текст] Санкт-Петербургский государственный театр марионеток им. Е. С. Деммени Работы в театре[править | править вики-текст] Режиссёр (избранное): 1928 «Свадьба» А.П. Чехова 1929 «Ссора Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича» Г. Тарасова (по Н. Гоголю) 1932 «Пустяки» Евгения Шварца 1936 «Гулливер в стране лилипутов» Е. Данько (по Дж. Свифту) 1938 «Красная шапочка» Евгения Шварца 1939 «Кукольный город» Евгения Шварца 1940 «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца 1942 «Юный Фриц» С. Я. Маршака 1947 «Лекарь поневоле» У. Шекспира 1957 «Мичек-Фличек» Яна Малика 1957 «Точка,точка, два крючочка» И. Скороспелова и Н. Клыковой 1958 «Приключения Тома Сойера» Н. Охочинского (по . Твену) 1959 «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера 1960 «Приключения Чиполлино» Н. Охочинского (по Дж. Родари) 1961 «Синяя птица» М. Метерлинка 1965 «Забытая кукла» Инны Булышкиной 1968 «А вот и мы!» В. Ильина и Н. Охочинского
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 22
Показать все