Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 (18) марта 1844 – 8 (21) июня 1908) – русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки». Автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.
Родился 6 (18) марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии в усадьбе Любенск в дворянской семье Римских-Корсаковых. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1778–1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем – волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна (1802–1888), была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Федоровича Скарятина.
Римский-Корсаков получил начальное домашнее образование, в том числе учился игре на фортепиано. Первые музыкальные произведения Николай Андреевич начал сочинять в 11 лет.
В 1856 г. мечтавший о путешествиях Николай поступает в Морской кадетский корпус.
В конце 1850-х гг. Римский-Корсаков увлекается музыкой. «Я был 16-летний ребенок, страстно любивший музыку и игравший в нее» – вспоминал он позднее. Он познакомился с операми Россини, Доницетти, фон Вебера, Джакомо Мейербера, М.И. Глинки, Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона.
С осени 1859 г. Николай Андреевич берет уроки у пианиста Ф. А. Канилле.
В 1862 г. после смерти отца семья Римских-Корсаковых переезжает в Санкт-Петербург, где Николай знакомится с композитором Милием Балакиревым и становится членом его кружка. В Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский.
Под влиянием и руководством М.А. Балакирева начато первое крупное сочинение Н.А. Римского-Корсакова – Первая симфония, которая закончена и оркестрована к маю 1862 г.
Весной 1862 г. Николай Андреевич с отличием оканчивает Морской корпус и принимается гардемарином на морскую службу. С 1862 по 1865 годы он служит на клипере «Алмаз», участвует в экспедиции к берегам Северной Америки, посещает Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. В этот период написана вторая часть Первой симфонии, Анданте. Впечатления от морской жизни позднее запечатлены композитором в «морских пейзажах» в различных произведениях с помощью оркестровых красок.
В Балакиревском кружке Н.А. Римский-Корсаков знакомится с А. П. Бородиным, химиком и начинающим композитором, с А. С. Даргомыжским, с сестрой Глинки Л. И. Шестаковой и с П. И. Чайковским.
По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 г. под управлением Балакирева – неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях, как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция – 1866 г.) и «Сербская фантазия» (1867 г.).
В 1867 г. Н.А. Римский-Корсаков пишет музыкальную картину «Садко», музыка которой позднее частично будет использована в одноименной опере.
В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).
В 1868 г. композитор начал работать над симфонической сюитой «Антар», как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки Осипа Сенковского. Премьера сочинения состоялась в 1869 г. на концерте Русского музыкального общества.
В конце 1860-х гг. Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Ратклиф», заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость» (1869–1870). Совместно с М.А. Балакиревым и А.К. Лядовым в 1877–1878 гг. редактирует партитуру оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», в 1878–1881 гг. – партитуру оперы «Иван Сусанин».
Долгое время работает над доработкой, оркестровкой и редакцией произведений М.П. Мусоргского: в 1881–1883 гг. – «Хованщина»; в 1886 г. – фантазия для оркестра «Ночь на Лысой горе»; в 1892–1894 гг. – оперы «Борис Годунов»; в 1906 г. – опера «Женитьба» и оркестровка трех вокальных произведений композитора – «Гопак» (из поэмы Т. Шевченко «Гайдамаки»), «По грибы» (слова Л.А. Мея) и «Спи, усни, крестьянский сын» (из поэмы А.Н. Островского «Воевода».
Оперный жанр становится ведущим в его творчестве, в 1872 г. композитор заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка».
В 1871 г. он становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподает классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки; с 1873 по 1884 гг. он – инспектор «музыкантских хоров Морского ведомства» (с переименованием из лейтенантов флота в коллежские ассесоры), с 1874 по 1881 гг. – директор Бесплатной музыкальной школы.
Начиная с 1874 г., композитор занялся дирижированием – сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.
В середине 1870-х гг. Римский-Корсаков работает над совершенствованием своей композиторской техники и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Впоследствии в 1870-е – 1880-е гг. он создает Третью симфонию (до мажор, op. 32); оркестровую сюиту «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюру «Светлый праздник»; готовит к изданию оперы своих покойных друзей – «Хованщину» М.П. Мусоргского и «Князя Игоря» А.П. Бородина.
Начиная с 1882 г., Римский-Корсаков возглавляет Беляевский кружок. В 1883–1894 гг. он исполняет должность помощника управляющего Придворной певческой капеллой в чине статского советника. В 1886–1900 гг. – постоянный дирижер «Русских симфонических концертов». Так, 31 октября (12 ноября) 1887 г. впервые прозвучало «Испанское каприччио» под управлением Римского-Корсакова, а в 1888 г. в Петербургском зале Дворянского собрания композитор дирижировал исполнением «Воскресной увертюры», которую он посвятил памяти Бородина и Мусоргского.
В 1906 г. избирается членом Шведской королевской музыкальной академии.
В начале 1890-х гг. Римский-Корсаков изучает философию, пишет статьи и пересматривает некоторые из своих прежних сочинений. Начиная с середины 1890-х гг. появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).
Во время революционных событий 1905–1907 гг. Римский-Корсаков выступает с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осуждает действия администрации Петербургской консерватории, из которой увольняется и возвращается лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства.
В 1907 г. – член Комитета по организации «Исторических русских концертов» в Париже; принимает в них участие как дирижер и композитор (фрагменты опер «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане», «Садко»).
Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижеров, музыковедов.
Умер 8 (21) июня 1908 г. на 65-м году жизни от инфаркта миокарда в Любенске, в своей загородной усадьбе.
Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930-х гг. захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Читать далее