Вернуться
Якулов Георгий Богданович, 1884-1928
Якулов Георгий Богданович, 1884-1928
Биография
Геогрий Богданович Якулов — художник-авангардист и сценограф. Якулов родился в Тифлисе. В 1901–1903 гг. он получал образование в Училище живописи, ваяния и зодчества, после был призван в армию. Во время службы на художника сильно повлияли дальневосточное искусство и природа. Смесь восточного и западного стилей стала одной из характерный черт его творчества. В 1905–1913 гг. Якулов создал теорию о разноцветном солнце: он связывал разную интенсивность солнечного света в разных краях с формированием особого восприятия и оригинальных стилей в искусстве. В 1910-х гг. Якулов посещал Европу. Итальянская поездка предположительно оказала влияние на его сценографию постановок "Риенци", "Мера за меру", "Царь Эдип" и "Венецианский купец". Якулов работал над станковой живописью. Он участвовал в выставках "Мира Искусства" и "Союза русских художников", был близок к объединению "Голубая роза". С началом Первой мировой войны художника вновь призвали в армию, он получил ранение. В этот период Якулов занялся графикой и декоративно-прикладным искусством, дизайном интерьеров. В 1909 г. его "кавказская таверна" на благотворительном балу так понравилась публике, что он стал популярным дизайнером. Большую известность приобрело оформление кафе "Питтореск" (открылось в 1918 г.). Позже конструктивистские формы в интерьере кафе использовались в советской сценографии. В 1918 г. Якулов применил этот опыт, когда дебютировал в качестве сценографа в Государственном Камерном театре. Он создал сценографию для спектакля "Обмен" (режиссура Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова), задействуя схематизированные формы и передвижные конструкции. Художник продолжил сотрудничество с Таировым и оформил такие спектакли, как "Зеленый попугай" (1918 г.), "Принцесса Брамбилла" (1920 г.), "Жирофле-Жирофля" (1922 г.) и "Розита" (1926 г.). Якулов считал нужным уделять много внимания костюмам, поскольку они влияли не только на воображение зрителя, но и на игру актера. Также сценограф настаивал на дифференциации сценографии в зависимости от жанра. Он применял конструктивистские техники и световые эффекты, экспериментировал с текстурами. Архитектор Александр Таманян характеризовал такие работы как остросовременные, "фейерверк в декоративном искусстве". Подход Якулова преобладал на протяжении первого десятилетия советского театрального искусства. Якулов оформил "Риенци" (1920 г.) для Свободной оперы театрального акционерного общества С.И. Зимина, "Красавицу с острова Люлю" для Театра-студии под руководством Р.Н. Симонова, "Стальной скок" для "Русских сезонов" и другие постановки. Он сотрудничал с Грузинским государственным драматическим театром им. Ш. Руставели в Тбилиси и 1-м Государственным театром Армении в Ереване. В 1918–1920 гг. сценограф преподавал во ВХУТЕМАСе. Он возглавлял театральную мастерскую и вместе со студентами разработал экспериментальную сценографию. Бахрушинский музей хранит эскизы костюмов, декораций и грима авторства Якулова, а также афиши, которые рассказывают о работе художника. В онлайн коллекции представлены постановки "Принцесса Брамбилла", "Синьор Формика", "Жирофле-Жирофля", “Мистерия-Буфф”, "Риенци", "Вечный жид" и "Розита".