Тамара Карсавина родилась в 1885 году в Санкт-Петербурге. Ее отец, артист императорской труппы Платон Карсавин, был одним из любимых учеников Мариуса Петипа.
В 1902 году, после окончания Императорского театрального училища, Карсавина вошла в труппу Мариинского театра как артистка кордебалета. В главной роли дебютировала в одноактном балете «Пробуждение Флоры». Со временем стала исполнять ведущие партии в балетах «Конёк-Горбунок», «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Карнавал». Стиль балерины отличался тонким артистизмом, мягкостью и плавностью движений.
В 1909 году по приглашению Сергея Дягилева Карсавина начала гастролировать с «Русскими сезонами» по России и Европе, а затем присоединилась к Русскому балету. В сезоне 1910 года, после ухода из труппы Анны Павловой, Карсавина заняла место прима-балерины. В этом же году исполнила в Париже прославившую ее роль – ведущую партию в балете «Жар-птица».
Под руководством балетмейстера Михаила Фокина Карсавина исполнила свои знаменитые партии в дуэте с Вацлавом Нижинским («Призрак розы», «Карнавал», «Петрушка»), танцевала в балетах «Треуголка», «Женские причуды» (хореография Леонида Мясина). В опере-балете «Золотой петушок», поставленной Михаилом Фокиным в 1914 году, исполнила партию Шамаханской Царицы (эскизы к этой постановке, в том числе эскиз костюма Карсавиной, выполнила Наталья Гончарова).
После революции балерина вместе со вторым мужем (британским дипломатом Генри Брюсом) и сыном эмигрировала в Великобританию, где она продолжила выступать. В 1930 году Тамара Карсавина выпустила книгу мемуаров «Театральная улица». В 1930-1950 годах занимала место вице-президента Королевской академии танца.
В коллекции Бахрушинского музея хранятся фотографии Тамары Карсавиной в ролях и в жизни, архивные материалы, скульптурные портреты балерины, рисунки, эскизы а также афиши и программы постановок с ее участием для «Русских сезонов» и Мариинского театра.
Читать далее