Вернуться
Кольцов Алексей Васильевич, 1809-1842
Кольцов Алексей Васильевич, 1809-1842
Биография
Алексей Васильевич Кольцов (3 [15] октября 1809, Воронеж — 29 октября [10 ноября] 1842, там же) — русский поэт. Поэт-самоучка А.В. Кольцов, родился в семье зажиточного торговца скотом (прасола). Начальное обучение он получил дома, а затем поступил в первый класс двухклассного уездного училища, которое не окончил, потому что отец забрал его, чтобы приобщить к семейному делу. Не получив, таким образом, полноценного образования, будущий поэт, однако, много читал, а сочинять стихи начал под влиянием творчества поэта-баснописца И.И. Дмитриева, чей сборник приобрел в пятнадцатилетнем возрасте. Первым наставником юного Кольцова в творчестве стал воронежский книготорговец Д. Кашкин, который сам много читал и писал стихи. Кольцов пользовался книгами из его библиотеки и показывал старшему товарищу свои первые поэтические опыты. Со временем сочинения Кольцова начали расходиться в списках, и он приобрел в Воронеже широкую популярность. В этот период Кольцов много общался с подобными ему поэтами-самоучками, участвовал в деятельности литературных кружков, а в 1827 году познакомился со студентом Воронежской духовной семинарии А. Сребрянским, оказавшим большое влияние на мировоззрение молодого художника и ставшим критиком и редактором его произведений. В 1829 году Кольцов обрел еще одного творческого наставника, профессора Воронежской семинарии преподавателя философии А.Д. Вельяминова, благодаря которому смог пользоваться библиотекой семинарии и личной библиотекой последнего. В 1830 году были впервые анонимно напечатаны четыре стихотворения начинающего автора, а в 1831 году Кольцов опубликовал стихи под своим именем в «Литературной газете» с предисловием известного поэта и публициста Н.В. Станкевича. Благодаря Н.В. Станкевичу Алексей Васильевич познакомился с поэтами В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, В.Ф. Одоевским и А.С. Пушкиным, опубликовавшим в журнале «Современник» стихотворение Кольцова «Урожай». После выхода стихотворений «Молодая жница», «Пора любви» и «Последний поцелуй» творчеством Кольцова заинтересовался писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. Знаковой для молодого автора стала встреча с литературным критиком и публицистом В.Г. Белинским, который стал другом (их переписка продолжалась до самой смерти поэта), а впоследствии и биографом А.В. Кольцова. В 1835 году, благодаря усилиям Н.В. Станкевича и В.Г. Белинского, был выпущен первый и единственный прижизненный сборник «Стихотворения Алексея Кольцова». Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с разными людьми, собирал фольклор. Лирическим героем его произведений впервые в русской литературе стал крестьянин: поэт воспевал сельскую природу, повествовал о крестьянском труде, горестях и радостях, изображал внутренние переживания простого человека. Его творчество проникнуто светлой грустью, надеждой, желанием не склоняться перед ударами судьбы, верой в Бога. Наиболее значимыми жанрами в творчестве А.В. Кольцова стали песни и думы, а любимым стихотворным размером Кольцова был пятисложник, который, отдавая дань памяти поэта, литературоведы называют «кольцовским пятисложником». Мелодичная поэзия Кольцова (сам поэт называл себя песенником) привлекла внимание многих русских композиторов еще при жизни автора: первые музыкальные произведения на его стихи появились в 1837-1838 годах, всего же было написано более двадцати песен, романсов и хоров. Творчество А.В. Кольцова вдохновило П.И. Чайковского на создание двух пьес для фортепьяно из знаменитого цикла «Времена года». Лира Кольцова особенно обогатила жанр русского городского (бытового, «жестокого») романса. Первым композитором, создавшим крупный вокальный цикл на стихи поэта, был А.Г. Рубинштейн, написавший в 1849 году восемь романсов. Музыку к ним сочиняли М.И. Глинка («Если встречусь с тобой»), А.С. Даргомыжский («Без ума, без разума», «Не судите, люди добрые», «Не скажу никому», «Приди ко мне»), М.П. Мусоргский («Дуют ветры, ветры буйные», «Много есть у меня теремов и садов», «По-над Доном сад цветет», «Веселый час»), М.А. Балакирев («Обойми, поцелуй», «Исступление», «Песнь старика», «Приди ко мне», «Я любила его»), А.Е. Варламов («Ты не пой, соловей», «Оседлаю коня», «Перстенечек золотой»), А.Л. Гурилев («Не шуми ты, рожь», «Грусть девушки»), Н.А. Римский-Корсаков («Пленившись розой, соловей»), С.В. Рахманинов («Кольцо», «Я был у ней», «Два прощания»). В середине XIX века к поэзии Кольцова начали обращаться зарубежные музыканты: польский композитор С. Монюшко написал романс «Ты не пой, соловей», французская певица П. Виардо - «Грусть девушки» и «Я любила его… У поэта было слабое здоровье, а родные негативно относились к его литературному творчеству. Обострение туберкулеза и депрессия оборвали его жизнь в возрасте тридцати трех лет. А.В. Кольцов был похоронен на Митрофаньевском кладбище в Воронеже. Биография литератора легла в основу двух художественных фильмов: «Песня о Кольцове» (1959) и «На заре туманной юности» (1997). На родине, в Воронеже, ему установлено два памятника, именем А.В. Кольцова названы сквер, бульвар и улица, имя поэта носит Воронежский государственный академический театр драмы.