Алексей Николаевич Плещеев (22 ноября [4 декабря] 1825, Кострома — 26 сентября [8 октября] 1893, Париж) — русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.
А.Н. Плещеев родился в дворянской семье, в его роду было несколько литераторов, среди которых известный в конце XVIII века писатель С.И. Плещеев.
Детство А.Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Мальчик получил хорошее домашнее образование: овладел тремя языками, получил глубокие знания по истории и литературе, много читал и делал переводы из И.-В. Гёте.
Затем юноша поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и переехал в Петербург. Разочаровавшись в военной службе, через три года он ушел из школы и поступил в Петербургский университет на отделение восточных языков филологического факультета. В годы учебы Плещеев стал посещать литературно-философский кружок братьев Бекетовых, познакомился с поэтом А.Н. Майковым, писателями И.А. Гончаровым, Ф.М. Достоевским, М.Е. Салтыковым-Щедриным и начал сочинять стихи. Его первые стихотворные опыты под общим заголовком «Ночные думы» и переводы с немецкого были напечатаны в журнале «Современник» в 1844 году. Кроме того, молодой человек увлекся социалистическими идеями и примкнул к членам кружка М.В. Буташевича-Петрашевского, участвуя в создании агитационных политических произведений и работе подпольной типографии петрашевцев.
В 1845 году, оставив университет из-за стесненного материального положения, Плещеев посвятил себя исключительно литературной деятельности. Первый сборник его стихотворений, многие из которых («Вперед! Без страха и сомненья», «Новый год» и др.) стали гимнами революционно настроенной молодежи, был издан уже в 1846 году. В это же время Алексей Плещеев начал писать рассказы и повести, которые выходили в журнале «Отечественные записки» («Енотовая шуба. Рассказ не без морали», «Протекция. История бывалая», «Шалость» и др.). В его прозе, продолжающей гоголевские традиции, сатирически изображались и высмеивались чиновники, мещане и обыватели.
В 1849 году вместе с другими петрашевцами Плещеев был арестован за распространение запрещенной литературы и революционных идей и провел восемь месяцев в заключении в Петропавловской крепости, после чего его приговорили к расстрелу. После отмены смертной казни участников революционного кружка приговорили к различным срокам на каторге и в арестантских ротах. А. Плещеева направили на службу рядовым в Уральск в Отдельный Оренбургский корпус.
В 1853 году Плещеев принял участие в осаде и штурме кокандской крепости Ак-Мечеть и за храбрость был произведен в унтер-офицеры, а в 1856 году получил чин прапорщика и возможность перейти на гражданскую службу в Оренбургскую пограничную комиссию, а в 1858 году в канцелярию оренбургского губернатора.
В Оренбурге Плещеев познакомился с поэтами Т. Шевченко, М. Михайловым, А. Жемчужниковым и польскими ссыльными революционерами (в том числе с С. Сераковским) и продолжил свою творческую деятельность. Его рассказы, лирика и переводы печатались в 1856-1857 годах в журналах «Русский вестник» и «Современник», а в 1858 году вышел второй поэтический сборник автора.
В 1859 году Алексею Плещееву разрешили поселиться в Москве, где он стал сотрудником и совладельцем газеты «Московский вестник», в которой публиковал свои рассказы, стихи и рецензии на литературные новинки. Помимо того, сочинитель продолжил свое сотрудничество с московскими и петербургскими журналами и газетами («Современник», «Русское слово», «Время», «Светоч», «Искра», «Век» и «День») и вскоре был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности.
В 1860-е годы в творчестве Плещеева преобладали общественно-политические темы: он писал о проходивших в России либеральных реформах Александра II, поддерживал студенческие протесты и призывал устроить в России революцию, подобную французской. В стихах («Сельская песня», «Мольба», «К юности», «Лжеучителям и др.) и прозе (сборник 1860 года «Повести и рассказы А. Плещеева») автора поднимались проблемы образования крестьян, помещичьего произвола, тяжелой жизни городских бедняков. Еще поэт писал пейзажную и любовную лирику («Весна», «Тучи», «Где ты, пора веселых встреч» и др.) и произведения, посвященные друзьям («Я тихо шел по улице безлюдной», «Памяти Н.А. Некрасова»).
В 1868 году по приглашению поэта Н.А. Некрасова Алексей Николаевич переехал в Петербург, где стал секретарем, а позже и редактором журнала «Отечественные записки», кроме того, его переводы с французского и немецкого языков печатались в журнале «Вестник Европы» и газете «Биржевые ведомости». С 1870-х Плещеев в качестве экзаменатора присутствовал на вступительных испытаниях в театральное училище, также поэт был членом Артистического кружка, выступавшего за создание частных театров в Российской империи, и состоял в Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов.
В это же время Плещеев начал сочинять стихотворения для детей. В 1878 году вышел его сборник «Подснежник», а через несколько лет композитор П.И. Чайковский создал «Шестнадцать песен для детей», четырнадцать из которых были написаны на произведения из сборника Плещеева.
В 1885 году, после закрытия «Отечественных записок» по постановлению правительства и ужесточения цензуры А.Н. Плещеев перешел на должность редактора отдела беллетристики журнала «Северный вестник», где по его рекомендации печатали произведения С.Я. Надсона, В.М. Гаршина и А.П. Чехова.
В 1880-х годах Алексей Николаевич занимался преимущественно переводами стихотворных и прозаических произведений с немецкого, французского, английского и некоторых славянских языков (Г. Гейне, В. Гюго, Э. Золя, Стендаль, Дж. Байрон, Ш. Петефи, С. Ветвицкий и др.). В эти же годы он переработал для русской сцены около тридцати комедий зарубежных драматургов, а помимо этого, написал тринадцать оригинальных пьес - преимущественно лирико-сатирических комедий из провинциально-помещичьей жизни («Услуга», «Нет худа без добра», «Командирша» и др.), многие из которых ставились в ведущих театрах страны.
Вскоре после закрытия «Северного вестника» в 1890 году А.Н. Плещеев получил солидное наследство, занялся благотворительностью (учредил фонды имени Чернышевского и Белинского для выплаты стипендий малоимущим студентам, пожертвовал деньги для издания журнала «Русское богатство» и т.п.) и много путешествовал по Европе (побывал во Франции, Швейцарии, Германии).
В 1893 году, уже тяжело больной, Плещеев отправился на лечение в Ниццу и по пути скончался от инсульта. Его тело перевезли в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище.
Современники ценили в творчестве А.Н. Плещеева прежде всего революционный пафос и социально-политическую направленность, между тем влияние художника на литературу второй половины XIX века было во многом обусловлено его переводами (более двухсот стихотворений), многие из которых признаются лучшими образцами и почти два века спустя. Кроме того, Плещеева называли одним из самых «напевных поэтов-лириков» своей эпохи. На его стихи было написано около ста романсов и песен, в том числе такими композиторами, как П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинов.
Читать далее