Вернуться
Калинников Виктор Сергеевич, 1870-1927
Калинников Виктор Сергеевич, 1870-1927
Биография
Виктор Сергеевич Калинников (8 (18?20?) февраля (2 марта ?) в 1870 г., село Воины Орловской губернии – 23 февраля 1927 г., с. Салтыковка) - русский дирижер, композитор и педагог. Брат композитора Василия Сергеевича Калинникова. Один из организаторов Московской народной консерватории (1906). В.С. Калинников родился в семье станового пристава. Вся большая семья Калинниковых любила музыку, и семейный досуг часто был посвящен домашним концертам. Однако из пятерых детей ярче всего музыкальная одаренность проявилась в братьях Василии и Викторе. Старший - Василий – талантливый композитор, внесший большой вклад в развитие отечественной симфонической музыки, безусловно, оказал влияние на младшего брата. Виктор по примеру Василия поступил в Орловскую семинарию, где обучался на регента и руководил хором. В 1887 году, прекрасно подготовленный старшим братом по теории музыки, Виктор начал обучение в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (по классу гобоя у Е.Л. Гуревича, по классу композиции у А.А. Ильинского и П.И. Бларамберга), закончив его в 1896 году с серебряной медалью. После окончания училища Виктор Сергеевич остался в нем как педагог по классу гобоя, контрапункта, фуги, теории музыки и сольфеджио, и одновременно он преподавал в Московском синодальном училище (теория музыки и хоровое пение). Вместе с тем еще в 1891 году В.С. Калинников начал выступать в качестве гобоиста в оркестрах филармонии, театра «Парадиз», Русского оперного товарищества И.П. Прянишникова, частной опере С. Мамонтова. А также он руководил хорами в разных училищах Москвы, составлял и редактировал сборники народных песен и, наконец, в это же время начал сам писать музыку. Пение в семейном «ансамбле» и опыт руководства церковными хорами нашли свое отражение в творчестве Калинникова-композитора – в его музыкальном наследии преобладают сочинения для хора. Кроме того, особую роль в творческой судьбе Виктора Сергеевича сыграла его работа в Синодальном училище церковного пения, куда он был приглашен в 1898 году (в 1918 году училище было переименовано в Московскую народную хоровую академию, а в 1923 году стало частью Московской консерватории) и где проработал до конца жизни: его 24 духовных хора были написаны именно для хорового коллектива этого училища. В этих произведениях в полной мере раскрылся композиторский талант В.С. Калинникова, особенности его музыкального стиля, сочетающего в себе серьезность и сдержанность с экспансивностью и воодушевлением. Духовные сочинения В.С. Калинникова были очень популярны до революции и широко исполнялись в обеих столицах и провинции. С 1898 по 1901 год композитор совмещал педагогическую деятельность в Синодальном училище с работой в Московском художественном театре и, будучи дирижером и заведующим музыкальной частью театра, участвовал в постановках первых его спектаклей («Чайка» А.П. Чехова, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Снегурочка» А.Н. Островского и др.). В 1901–1911 годах Калинников написал пятнадцать хоров «а капелла» на стихи русских поэтов («Лес» на слова А.В. Кольцова, «На старом кургане» на слова И.С. Никитина, «Кондор» на слова И.А. Бунина и др.). Эти произведения привлекали публику своей напевностью и мелодичностью, были высоко оценены критикой и неоднократно переиздавались и при жизни композитора и после его ухода. К светской музыке Калинникова относятся также две инструментальные миниатюры для струнного квартета (1908) и камерные вокальные произведения (романс «Шарманка за углом на улице поет» на слова А. Федорова и др.). Нельзя не упомянуть и о двух сборниках детских песен, созданных композитором: «Десять детских песен для двухголосного хора с фортепиано» и «Одиннадцать детских песен для унисонного хора с фортепиано». Помимо прочего, в начале XX века Виктор Калинников стал членом музыкально-этнографической комиссии (МЭК), созданной в Московском университете, которая занималась записью, изучением и популяризацией народного музыкального творчества. Композитор делал хоровые обработки народных песен русского и татарского фольклора, занимался составлением сборников народных песен и принимал участие в организации трех этнографических концертов, которые проводила МЭК. Опыт работы в МЭК повлиял и на собственное творчество В.С. Калинникова: он создал немало обработок и переложений для хора. Это были и русские народные песни («Вниз по матушке по Волге», «Ты взойди, солнце красное» и др.), и революционные гимны («Интернационал», «Марсельеза»), и песни рабочих («Дубинушка»), и классические романсы («Спящая княжна», «Море» А.П. Бородина; «Рыцарский романс» М.И. Глинки и др.). Эмоционально окрашенные картины природы, яркие романтические образы, глубина и сила переживаний - вот художественные достоинства музыки В.С. Калинникова. Именно благодаря им «хоровые романсы» композитора («Жаворонок», «Осень», «Зима» и др.) и в наше время хорошо известны профессионалам и любителям хорового пения, часто звучат на концертах и популярны в педагогической практике дирижерско-хоровых отделений музыкальных учебных заведений. Последние пять лет жизни, с 1892 по 1927, Калинников являлся профессором кафедры теории музыки в Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Деятельность Виктора Калинникова, его творчество сыграли важную роль в дальнейшем развитии русского хорового искусства. Композитор похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.