Отец Фердинандова был преподавателем в Техническом железнодорожном училище Московско-Казанской железной дороги, позднее занимал должности инспектора и начальника; мать из крестьян. При этом дед по отцовской линии славился любительскими спектаклями, а дед по материнской линии был скульптором-лепщиком.
Получил образование в Московском реальном училище И.И. Фидлера, естественные науки изучал в 1907-1911 годах в Петровской сельскохозяйственной академии, а также слушал в Московском университете философские и лингвистические курсы. Одновременно учился на драматических курсах А.И. Адашева в 1907 году и С.В. Халютиной в 1909-1911 годах, где преподавали актёры МХТ: И. М. Москвин, К. А. Марджанов, В. Л. Мчеделов, Е. Б. Вахтангов. Также посещал классы МУЖВЗ.
В 1911-1913 годах – актёр Московского художественного театра, «Нашего театра» в Петербурге, декоратор в Театре музыкальной драмы. В 1914 г. вступил в труппу Камерного театра, но из-за мобилизации работать начал только в 1917 году. На гастролях театра в Смоленске летом 1917 года Фердинандов совместно с актером и художником Борисом Эрдманом успешно оформили несколько спешно поставленных спектаклей, и впоследствии наиболее удачные из «летних» постановок были включены в репертуар Камерного театра в Москве, а художником остался Фердинандов. В 1917 году Фердинандов оформил спектакли «Король-Арлекин» Р. Лотара и «Ящик с игрушками» К. Дебюсси, а в 1919 году – легендарную «Адриенну Лекуврер» Скриба и Легуве, сохранявшуюся в репертуаре Камерного театра до закрытия. Отношения с А.Я. Таировым складывались сложно, Фердинандов то уходил из театра, то вновь возвращался.
В 1918 году Фердинандов был режиссёром в Калужском областном театре драмы, но потом вновь вернулся в Камерный. Возможно, последней работой Фердинандова-художника в Камерном театре было оформление «Ромео и Джульетты», не принятое А.Я. Таировым в пользу эскизов А.А. Экстер.
В 1921-1923 годах открыл вместе с поэтом и драматургом В.Г. Шершеневичем собственный Опытно-героический театр. Фердинандов выступал здесь педагогом, режиссёром и художником. В 1923-1924 годах последовала неудачная попытка основания оперной студии.
Во время последнего возвращения в 1923-1925 годах в Камерный театр, Фердинандов был только актёром и оттуда ушёл в кино, где снимался в 1925-1934 годах. До конца 1930-х годов он заключает договоры на короткие сроки или отдельные постановки с провинциальными театрами по преимуществу как постановщик или художник.
В 1940-1950-х годах Фердинандов по преимуществу станковист-живописец, переводчик, поэт и драматург. Также он обобщал свой опыт режиссёра и педагога («Материалы по теории и практике театрального движения», теория метро-ритма).
Читать далее