Братья Владимир Августович и Георгий Августович Стенберги.
Отцом братьев был шведский художник Иоганн Карл Август Стенберг, окончивший академию художеств в Стокгольме и осевший в Москве, женившись на пианистке Анне Михайловне Герловес. У него было много заказов, он работал как монументалист, оформляя интерьеры и витрины, он стал первым учителем своим сыновьям. В 1912 г. они поступили в Строгановское училище, учились на отделениях чеканки, росписи по эмали и фарфору, театрально-декорационном у В.Е. Егорова, П.В. Кузнецова, А.С. Янова. Их сокурсником и товарищем по творчеству был К.К. Медунецкий.
В 1915 г. старший брат Владимир работал художником в киноателье А.А. Ханжонкова, в Киевским театре Оперетты, а в 1916 г. оформляет спектакли оперетты в Москве с отцом. В 1917 г. братья поступили на Военно-дорожные курсы по подготовке прапорщиков инженерных сапёрных войск, специализируясь на железнодорожных сооружениях и мостах; также они учились в ГСХМ на отделении монументальной живописи, скульптуры, архитектурной графики и прикладных дисциплин, в мастерской Г.Б. Якулова. В 1917 году они выполнили проект перестройки сцены московского Клуба железнодорожников и оформляли спектакли этого клуба.
Опыт оформления зданий, улиц для праздников, спектаклей продолжался, но художники занимались и станковым творчеством. Знание инженерных конструкций и материалы, инструменты мастерской отца К.К. Медунецкого стали основой для творчества трёх молодых художников: «цветоконструкции» и «пространственные конструкции», как они называли свои абстрактные «скульптурные» произведения из металла и стекла, в 1919 году они представили на первой выставке ОБМОХУ, а также и на следующих выставках, в 1920, 1921 и 1923 гг. Их основным полем деятельности выступают театр (РСФСР 1-ый с В.Э. Мейерхольдом) и плакат (агитплакаты, афиши).
В 1922 г. по рекомендации Г. Якулова братья пришли как дизайнеры к А.Я. Таирову, который хотел создать рекламный стиль Камерного театра, а режиссёр увидел их потенциал как театральных художников, мыслящих не эскизом, а макетом. Почти на десятилетие они стали главными художниками Камерного театра. Первый их проект (с К.К. Медунецким) «Жёлтая кофта» по пьесе Д. Бенримо и Дж. Хазлтона не был осуществлён, но в 1923 г. и художники, и макет, и их цветоконструкции с театром оказались на гастролях в Европе и Париже и имели грандиозный успех. В этом же году художники пришли в киноплакат и стали работать для Совкино. До 1933 г. братья оформляли постановки Камерного театра (две – с К.К. Медунецким и потом десять – только вдвоём, включая три знаковые спектакли по пьесам Ю. О’Нила), создали проект оформления фасада для театра, изготовили фонари освещения сцены по своему проекту.
Участвовали в выставках в СССР и за рубежом, оформляли улицы и здания к праздникам, выставки, обложки книг и журналов, создавали архитектурные проекты. Стоит выделить отмеченный премией проект Дворца советов 1932 г. В 1933 г. в автомобильной катастрофе погиб Георгий. Владимир продолжил работать один, но уже не с А.Я. Таировым. Он меньше работал в театре, больше в плакате и оформлении мероприятий, проектировал вагоны, экспозиции. За оформление Красной площади в ходе войны и при праздновании победы был удостоен ряда наград.
В 1968-1980 гг. Владимир Стенберг восстанавливал проекты конструкций 1918-1924 гг., эскизы декораций 1922-1933 гг. в Камерном театре и Государственном театре им. Мейерхольда.
Читать далее