Вернуться
Кукрыниксы
Кукрыниксы
Биография
Кукрыниксы – творческое объединение советских художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, занимавшихся карикатурой, иллюстрацией, графикой и живописью. Название группы участники составили первых слогов фамилий Куприянова и Крылова и первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Художники награждались главными премиями СССР – Ленинской (1965), Сталинской (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной (1975). Участники коллектива познакомились во время обучения в Высших художественно-технических мастерских, где жили в одном общежитии и работали в стенгазете «Красный Октябрь». В 1922 году Куприянов и Крылов объединились как Кукры и Крыкуп, а в 1924 к ним присоединился Соколов. Тогда впервые под общей работой была поставлена совместная подпись художников – Кукрыниксы. С середины 1920-х годов, дебютировав в «Комсомолии», группа стала печататься в советских журналах. Кукрыниксы сотрудничали с «Рабоче-крестьянским корреспондентом», журналом «На литературном посту», а также с «Правдой» и «Крокодилом». Художники быстро почувствовали важность сатиры как инструмента политической борьбы и начали много работать в этом направлении. Поэтому, хотя творчество Кукрыниксов не ограничивается карикатурой, в этой области они стали наиболее известны. На формирование художников повлияла русская литература – Кукрыниксы были лично знакомы с Максимом Горьким и Владимиром Маяковским, иллюстрировали рассказы в журналах и книги писателей – М. Е. Салтыкова-Щедрина (1939), А. П. Чехова (1940-1946), М. Горького (1933, 1948-1949), И. Ильфа и Е. Петрова («Золотой Телёнок», 1969). Известны шаржи Кукрыниксов на писателей и художников. Во время Второй мировой войны Кукрыниксы занималась политической карикатурой – рисовали плакаты, обличающие фашизм и поднимающие патриотический дух солдат. Куприянов, Крылов и Соколов сами часто бывали на фронте и вместе с другими художниками и поэтами создали серию агитационных плакатов «Окна ТАСС». Работа в театре не была центральной в творчестве Кукрыниксов, но их участие в создании нескольких спектаклей – важный этап развития художников. Первым опытом сценографии был спектакль «Клоп» в Театре имени Вс. Мейерхольда по пьесе В. Маяковского. Автор лично пригласил художников оформлять постановку – группа создала эскизы костюмов и декораций для первого действия спектакля. Премьера «Клопа» прошла в 1929 году и бурно обсуждалась прессой. Через два года Кукрыниксы оформили спектакль А. Жарова и М. Поликарпова «Первый кандидат» для Московского театра Сатиры, а еще через год – постановку «Тревога» театра ТРАМ. Последней работой художников в театре стал спектакль «Город Глупов» (Московский театр Сатиры). В коллекции ГЦТМ им. Бахрушина хранятся эскизы Кукрыниксов к спектаклям «Клоп» (1929), «Первый кандидат» (1930) и «Город Глупов» (1932), плакат к спектаклю «Баня» (1930), а также шаржи разных годов на актеров, писателей и деятелей культуры.