Вернуться
Фореггер Николай Михайлович, 1892-1939 гг.
Фореггер Николай Михайлович, 1892-1939 гг.
Биография
Николай Михайлович Фореггер, барон фон Грейфентурн (1892–1939) - режиссер, хореограф, актер. Фореггер родился в Киеве, изучал право в Киевском университете им.Св. Владимира. В 1916–1918 он работал в Камерном театре в Москве, театре "Кривое зеркало" в Санкт-Петербурге и воронежском "Свободном театре". В 1918 г. Фореггер учредил "Театр Четырех масок" и "Московский балаган", преподавал и ставил спектакли в московских театрах. Он публиковал статьи о театре под псевдонимом "Фракасс", создавал сценографию, работал на фронтовых агитпоездах. В 1920 г. Фореггер оснавал Мастфор (мастерскую Н.М. Фореггера). В этом театре он экспериментировал со стилями ярмарочных и цирковых представлений, мюзик-холла и кинематографа. Фореггер разработал свою систему тренажа ("тефизтренаж"). Его студенты могли использовать элементы этого тренинга в любом номере. В Мастфоре были поставлены “Хорошее отношение к лошадям”, оперетта “Тайны Канарских островов”, мелодрама “Воровка детей“ и другие спектакли. Идея "Танцевального Октября" (аналогичная "Театральному Октябрю" Мейерхольда) воплотилась в постановке "Танцы машин" (1922), в которой производственные процессы изображались средствами акробатики и танца. После того как здание Мастерской Фореггера сгорело в 1924 г., Фореггер продолжил ставить спектакли и танцы. Режиссер работал в Москве и Ленинграде, выезжал на гастроли со своими студийцами; ставил танцевальные номера и такие постановки, как “Макс и Мориц” и “Тщетные огорчения”, фильм “Северное сияние”. Его творчество оказало влияние на движение “Синяя блуза”, театр малых форм и эстраду. В 1929–1934 гг. Фореггер работал в Харькове в Государственном академическом театре оперы и балета (до 1931 г. — главным режиссером и хореографом театра), а также в других харьковских театрах. В этот период он поставил балет “Футболист” (1930 г., первая постановка), "Князь Игорь", “Золотой обруч”, "Ференджи", “Дон Кихот“. Фореггер работал над операми “Машинист Хопкинс”, “Паяцы” и “Свадьба Фигаро”. В 1934–1937 гг. Фореггер занимался в Киеве режиссурой и хореографией в театре, цирке и на эстраде. В 1937–1938 гг. он работал художественным руководителем в Ногинском городском драматическом театре, в 1938–1939 гг. — главным режиссером Государственного театра оперы и балета г. Куйбышева, где состоялись его последние премьеры - опер “Тихий Дон” и “Руслан и Людмила”. В Бахрушинском музее хранится архив Фореггера, его рисунки, а также эскизы костюмов и декораций, фотографии, афиши. Представлены спектакли “Хорошее отношение к лошадям”, “Сверхъестественный сын”, “Футболист”, “Князь Игорь”, “Машинист Гопкинс”, “Ференджи”, эстрадные номера и другие работы Фореггера.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 41
Эйзенштейн С.М. Эскиз женского костюма. Дама в зеленом. Акты II и III. Москва, Мастерская Н.М. Фореггера (Мастфор). "Шерлок Холмс и Ник Картер" (?), "Наследство Гарланда" (?). Начало 1920-х гг.
Эйзенштейн С.М. Эскиз женского костюма. Джипси-Пипси. Москва, Мастерская Н.М. Фореггера (Мастфор). "Хорошее отношение к лошадям" 1921 г.
Юткевич С.И. Эскиз женского костюма. Этуаль. Москва, Мастерская Н.М. Фореггера (Мастфор). "Хорошее отношение к лошадям" 1921 г.
Эйзенштейн С.М. Эскиз женского костюма. "Ручки вверх" Москва, Мастерская Н.М. Фореггера (Мастфор). "Хорошее отношение к лошадям" 1921 г.
Эйзенштейн С.М. Эскиз женского костюма. Этуаль. Москва, Мастерская Н.М. Фореггера (Мастфор). "Хорошее отношение к лошадям" 1921 г.
Эйзенштейн С.М. Эскиз женского костюма. Модистка (актриса Иванова). Москва, Мастерская Н.М. Фореггера (Мастфор). "Шерлок Холмс и Ник Картер" (?), "Хорошее отношение к лошадям" (?). 1921 г.
Показать все