Вернуться
Шаляпин Федор Иванович, 1873-1938
Шаляпин Федор Иванович, 1873-1938
Биография
Федор Иванович Шаляпин – русский оперный певец (бас). С 10 лет был учеником сапожника, затем токаря, работал писцом, грузчиком. С музыкальной грамотой познакомился, участвуя в церковных хорах. В 1890 г. поступил хористом в труппу С.Я. Семёнова-Самарского (Уфа), где исполнял партии: Стольника («Галька» С. Монюшко), Фернандо («Трубадур» Д. Верди), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Верстовского). В 1891-1892 гг. Шаляпин гастролировал по городам России с украинской опереточной труппой Г.О. Любимова-Дергача (пел в хоре, исполнял роль Петра в «Наталке-Полтавке» Н. Лысенко), участвовал как хорист в спектаклях французской оперетты, выступавшей в Баку. В спектаклях труппы Ключарёва (Батум, Кутаис) спел партии: Оровезо («Норма» Д. Беллини), Кардинал («Дочь кардинала» Ж. Галеви), Валентин («Фауст» Ш. Гуно). В 1892-1893 гг. занимался пением с Д.А. Усатовым в Тифлисе. Здесь же начал выступать как профессиональный оперный певец (сезон 1893/94, антреприза В.Л. Фокатти, дирижёр И.А. Труффи), исполнил 14 партий, в том числе: Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Мельник («Русалка» А. Даргомыжского), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Д. Россини). В 1894 г. в летний сезон выступал в антрепризе М.В. Лентовского (Петербург, театр в саду «Аркадия»), осенью вступил в труппу Петербургского оперного товарищества (в Панаевском театре). Был принят в труппу Мариинского театра, где спел девять партий (в том числе Галицкого в «Князе Игоре» А. Бородина). Однако Дирекция Императорских театров не обратила внимания на талант Шаляпина. В 1896 г. он принял приглашение С.И. Мамонтова выступать в гастрольных спектаклях Московской частной русской оперы на Нижегородской ярмарке, а с осени вступил в состав этой труппы. Здесь по-настоящему раскрылось исключительное дарование Шаляпина. За три года работы (1896-1899 гг.) он создал много партий: Сусанин, Борис и Варлаам («Борис Годунов» М. Мусоргского), Досифей («Хованщина» М. Мусоргского), Грозный, Сальери, Варяжский гость («Псковитянка», «Моцарт и Сальери», «Садко» Н. Римского-Корсакова), Олоферн («Юдифь» А. Серова), Нилаканта («Лакме» Л. Делиба) и др. Работая в театре Мамонтова, Шаляпин восполнил пробелы своего общего и музыкального образования, общаясь с группой выдающихся художников (В.М. Васнецов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов и др.), историком В.О. Ключевским, артистами Малого театра – О.О. и М.П. Садовскими, Г.Н. Федотовой. Особое значение для Шаляпина имели занятия и последующая творческая дружба с С.В. Рахманиновым (в сезон 1897/98 гг. – дирижёр Московской частной русской оперы). После огромного успеха Шаляпина во время петербургских гастролей Московской частной русской оперы (1898 г.) В.В. Стасов стал пропагандировать его искусство, познакомил певца с И.Е. Репиным, М.М. Антокольским, Н.А. Римским-Корсаковым, А.К. Глазуновым, А.К. Лядовым. В 1899 г. Шаляпин перешел в Большой театр, одновременно выступал на сцене Мариинского театра и гастролировал в провинциальных городах. После триумфальных гастролей в Италии (1901 г., театр «Ла Скала») начались зарубежные выступления Шаляпина. Он был участником спектаклей «Русские сезоны за границей» С.П. Дягилева (1907-1909 г. и 1913 г., Париж), выступив пропагандистом оперного творчества М. Мусоргского и Н. Римского-Корсакова. В 1899-1914 гг. Шаляпин создал ряд новых вокально-сценических образов: Алеко (одноименная опера С. Рахманинова), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. Глинки), Кончак («Князь Игорь» А. Бородина), Мефистофель (одноименная опера А. Бойто), Ерёмка («Вражья сила» А. Серова), Филипп II («Дон Карлос» Д. Верди), Лепорелло («Дон Жуан» В. Моцарта), Дон Кихот (одноименная опера Ж. Массне) и др. В эти годы Шаляпин достиг высокого мастерства. Огромное значение в формировании идейно-художественных принципов Шаляпина имела его дружба с М. Горьким (с 1901 г.). В эти годы Федор Иванович примыкал к прогрессивным общественным кругам; в 1905 г. он отдавал сборы со своих концертов в фонд революции, его выступления с исполнением народных песен (например, «Дубинушка») превращались подчас в политические демонстрации. С 1914 г. Шаляпин стал выступать в частных оперных антрепризах С.И. Зимина (Москва), А.Р. Аксарина (Петербург) и в 1916 г. не заключил контракта с казёнными театрами. После победы Октябрьской революции Шаляпин был привлечен к активному участию в строительстве новой театрально-музыкальной культуры. В 1918 г. он вернулся в Мариинский театр, где ему было поручено художественное руководство. Шаляпин восстановил множество постановок русских и западно-европейских классических опер; за сезон 1918-1919 гг. спел около 80 спектаклей; выступал с концертами перед рабочей и красноармейской аудиторией. В ноябре 1918 г. Совет комиссаров Северной области присвоил Шаляпину звание народного артиста как «высокодаровитому выходцу из народа». В 1918 г. Шаляпин был избран в Директорию Мариинского театра. В 1922 г. Федор Иванович уехал на гастроли за рубеж и не вернулся в Советский Союз. Оторвавшись от родины, попал под влияние эмигрантской среды. На чужбине Шаляпин не создал новых сценических образов, но до конца жизни сохранил верность традициям отечественного искусства. В августе 1927 г. выходит постановление о лишении Ф.И. Шаляпина звания народного артиста, в ноябре лишает его прав пользования усадьбой и домом во Владимирской области (Ратухино). В последние годы Ф.И. Шаляпин много гастролирует, встречается с Ч. Чаплиным и ведет переговоры о съемках биографического фильма со своим участием по сценарию Ч. Чаплина, работает над книгой «Маска и душа» (издана в ноябре 1932 г. парижским издательством «Современные записки»). 23 июня 1937 г. состоялось последнее концертное выступление Ф. Шаляпина (Великобритания, Истборн). В январе-апреле 1938 г. врачи обнаруживают у Шаляпина злокачественное белокровие. 12 апреля 1938 г. в 17 часов 10 минут Ф. Шаляпин скончался в своем доме на улице д’Эйло в Париже. Отпевание певца прошло в Александро-Невском храме, в русской церкви на авеню Дарю. Федор Иванович Шаляпин обладал высоким басом большого диапазона, исполнял также партии баритона (Демон, Евгений Онегин). Голос уникальный по гибкости, тембровому богатству и красоте звучания позволял певцу свободно передавать гамму эмоций – от проникновенной нежности до трагедийного пафоса и разящего сарказма. Шаляпин неустанно совершенствовал и обновлял трактовку всех партий своего репертуара, добиваясь всё большей исторической и бытовой правды, предельной выразительности мизансцен, грима (который он создавал сам), костюма, безукоризненной сценической пластики. Столь же ярко выступал на концертной эстраде. В его репертуаре было более ста камерных произведений русских и западно-европейских композиторов, ряд оперных арий их партий, не исполнявшихся им на сцене. Вдохновенно исполнял Шаляпин русские народные песни. С 1910 г. выступал также как режиссер оперных спектаклей (оперы «Хованщина» М. Мусоргского, «Дон Кихот» Ж. Массне и др.) Снимался в кино («Иван Грозный и «Дон Кихот»). Ф. Шаляпину принадлежит ряд талантливых графических, живописных и скульптурных работ.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 655
Усатов Дмитрий Андреевич. Письмо к Пчельникову П.М. с просьбой прослушать для московской оперы своих учеников Павла Александровича Агнивцева и Федора Ивановича Шаляпина. 1893-1894 гг.
Шаляпин Федор Иванович. Письмо к Тевяшеву А.Н. с просьбой помочь молодой актрисе с устройством в труппу; о своем успехе в Москве после ухода с императорской сцены. 1895 - 1896 гг.
Шаляпин Фёдор Иванович. Письмо Бахрушину А.А. с просьбой оказать материальную помощь Лавровой. [17 июля 1901 г.]
Шаляпин Федор Иванович. Письмо к Пальмину Ивану Осиповичу личного характера. Подпись-автограф. 25 июля 1904 г.
Шаляпин Федор Иванович. Письмо к Божовскому Василию Константиновичу с просьбой выдать царский посох для исполнения роли царя Бориса. 14 декабря 1908 г.
Шаляпин Федор Иванович. Письмо к Коровину Константину Алексеевичу с приглашением приехать в гости среди которых будет Н.В. Плевицкая. [не ранее 1910 г.]
Показать все