Евгения Ивановна Збруева, (Збруева — фамилия по первому мужу матери; урожденная Булахова; по мужу – Штембер. 26 декабря 1867 (7 января 1868), Москва — 20 (29) октября 1936, там же) — русская оперная и камерная певица (контральто), педагог. Заслуженная артистка императорских театров (1912). Заслуженная артистка РСФСР (1922).
Е.И. Збруева родилась в семье композитора П.П. Булахова, автора популярных и сегодня романсов (например, «Гори, гори, моя звезда», «Колокольчики мои» и др.). Но, поскольку первый муж ее матери, полковник И. Збруев, не давал ей развод, ребенок был зарегистрирован под его отчеством и фамилией.
У Евгении рано обнаружился абсолютный слух и хороший голос. На способности девочки обратил внимание друг семьи, композитор и директор Московской консерватории Н.Г. Рубинштейн.
В 1877–1886 годах Е.И. Збруева обучалась в Московском Александро-Мариинском институте (по классу пения у Н.А. Неведомской-Дюнор и по классу игры на фортепиано у Н.Д. Кашкина), пела в местном хоре (позднее стала его регентом), часто выступала в концертах как пианистка и певица. В годы учебы тонкий и нежный голос будущей оперной примы изменился на низкий и густой редкий тембр – контральто.
Окончив институт, она некоторое время давала частные уроки музыки, а в 1889 году, по рекомендации композитора А.С. Аренского, была принята сразу на третий курс Московской консерватории (по классу пения у Е.А. Лавровской), которую окончила в 1893 году с малой серебряной медалью.
А.С. Аренский, дававший Збруевой уроки гармонии, посвятил своей ученице замечательные романсы («День отошел», «О чем мечтаешь ты», «Страницы милые опять персты раскрыли», «Одна звезда над всеми дышит», «Сад весь в цвету»), впоследствии исполняемые ей на концертах.
В 1893 году Е.И. Збруева дебютировала в Московском Большом театре в партии Вани (опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»), известность пришла к ней после исполнения партии Анны Болейн в опере К. Сен-Санса «Генрих VIII», а в 1894 году ее официально зачислили в труппу, где она одиннадцать лет состояла на партиях первого контральто.
Одновременно Евгения Ивановна много выступала как камерная певица. Ее обширный репертуар включал произведения известных композиторов (П.И. Чайковского, А.С. Даргомыжского, А.С. Аренского, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова, Ф. Шуберта, И. Брамса, Ф. Листа, Р. Шумана, К. Сен-Санса и др.) и русские народные песни. С 1896 по 1898 год она пела на концертах «Керзинского кружка любителей русской музыки», была первой исполнительницей в России вокальных произведений Г. Малера и Р. Штрауса. В 1904 году по ее инициативе в Москве был организован вокальный квартет, который пользовался большим успехом (кроме нее в коллективе в разные годы пели Н.В. Салина, Д.А. Смирнов, В.Р. Петров, А.Д. Александрович, Г.А. Боссе, М.В. Коваленко, Ф. Филиппов).
Кроме того, Збруева гастролировала с концертами и частными оперными труппами (в 1908 году в Берлине, в составе антрепризы А.А. Церетели; в 1909 году в Париже, в составе антрепризы С.П. Дягилева). В 1910 году в Мюнхене она первой из русских певиц приняла участие в вагнеровских празднествах, где на немецком языке исполнила партию Эрды в операх «Зигфрид» и «Золото Рейна» Р. Вагнера.
В 1905 году Е.И. Збруева перешла в Мариинский театр Санкт-Петербурга, где пела до 1918 года, получив в 1912 году звание Заслуженной артистки императорских театров.
Помимо того, до 1915 года Евгения Ивановна давала частные уроки пения, а затем преподавала в Петроградской консерватории.
В 1917 году Збруева ушла из Мариинского театра и уехала из Петрограда в Кисловодск. В 1918–1919 годах она преподавала пение в Киевской консерватории и Музыкально-драматической школе им. Н.В. Лысенко, в 1920–1921 годах – в Художественном институте во Владивостоке. Ее последний сольный концерт состоялся в Киеве в 1918 году.
В 1921-1934 годах певица вернулась в Москву, где преподавала в Московской консерватории, а затем в оперной студии у К.С. Станиславского и ряде других коллективов.
8 марта 1919 года в Большом зале Московской консерватории отмечался 35-летний юбилей артистической и педагогической деятельности Е.И. Збруевой, в котором участвовали А.В. Луначарский, К.С. Станиславский, М.М. Ипполитов-Иванов, Н.А. Семашко, А.М. Лабинский, А.В. Нежданова, М.И. Фигнер и другие выдающиеся деятели искусств.
Оперный репертуар Збруевой включал 45 контральтовых и меццо-сопрановых партий в 42 операх русских и зарубежных композиторов: Ратмир («Руслан и Людмила» М.И. Глинки), Кончаковна («Князь Игорь» А.П. Бородина), Графиня и Полина («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Лель («Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова), Клитемнестра («Орестея» С.И. Танеева), Орфей («Орфей и Эвридика» К.В. Глюка), Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера), Эрда («Золото Рейна» Р. Вагнера), Кармен («Кармен» Ж. Бизе) и др.
В 1906 и 1911 годах певица участвовала в премьерах опер П.И. Чайковского «Черевички» (партия Солохи) и М.П. Мусоргского «Хованщина» (партия Марфы). Также она была первой исполнительницей партий Алконоста в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907 год) и Василисы Егоровны в опере «Капитанская дочка» Ц. Кюи (1911 год).
Еще Збруева исполняла сольные партии в произведениях кантатно-ораториального жанра: мессах И.-С. Баха и Л. ван Бетховена, реквиемах В.-А. Моцарта и Дж. Верди, кантате С. И. Танеева «По прочтении псалма» и др.
Ее сценическими партнерами в разное время были В.И. Касторский, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, Н.Н. Фигнер, Ф.И. Шаляпин.
Евгения Ивановна обладала редким по красоте и силе голосом - контральто с густым бархатным тембром и обширным диапазоном, - который критики сравнивали со звучанием виолончели. Публика восторженно встречала певицу: уникальный вокал и актерская выразительность исполнения производили фурор, сопоставимый с успехом Ф.И. Шаляпина.
Сохранилось около ста произведений в ее исполнении, записанных на пластинки в 1903-1913 годах фирмами «Пате», «Колумбия» и «Граммофон».
Умерла Е.И. Збруева в 1936 году. Похоронена певица в Москве на Введенском кладбище.
Читать далее