Рудольф Хаметович Нуреев — советский, британский и французский артист балета, балетмейстер.
Будущий артист родился 17 марта 1938 года, его детство прошло в Уфе, в Башкирской АССР, и выпало, в частности, на трудные военные годы. Несмотря на тяжелые условия, тяга к танцу проявилась у Рудольфа очень рано. Впервые он увидел балетное представление в Башкирском театре оперы и балета, что произвело на него неизгладимое впечатление. С семи лет он начал танцевать в детском фольклорном ансамбле, а затем занимался в танцевальном кружке при Доме учителя и в театральной балетной студии.
Мать Рудольфа, несмотря на все трудности, поддерживала увлечение сына. В 1955 году, вопреки воле отца, который считал профессию танцовщика недостойной мужчины, Нуреев поступил в Ленинградское хореографическое училище, что стало поворотным моментом в его судьбе. Там его педагогом стал Александр Пушкин — выдающийся артист балета, муж балерины Натальи Дудинской. В училище Нуреев выделялся невероятным трудолюбием, артистизмом и независимостью. Он обладал, однако, и гордым нравом, что часто приводило к конфликтам с руководством. После выпуска в 1958 году Рудольф Нуреев был принят в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова в Ленинграде (ныне Мариинский театр).
Взлет Нуреева на советской сцене был поистине головокружительным: всего за три года он станцевал ведущие партии в ряде таких известнейших классических балетов, как «Жизель», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Его стиль был новаторским: он ломал устоявшиеся каноны, привнося в мужской танец невиданную ранее экспрессию, драматизм и виртуозность.
Во время первых зарубежных гастролей труппы Кировского театра, в Париже, Нуреев принял невероятно рискованное решение не возвращаться в СССР и попросил во Франции политического убежища.
На Западе он начал сотрудничать с ведущими мировыми труппами, и вскоре сложился его знаменитый творческий союз с британской балериной Марго Фонтейн. Их дуэт, где техническое совершенство Нуреева сливалось с одухотворенной грацией Фонтейн, вызывал неподдельный восторг зрителей и критиков. Они танцевали в «Жизели», «Маргарите и Армане», «Лебедином озере» и многих других постановках.
С 1983 по 1989 год Рудольф Нуреев был директором балетной труппы Парижской оперы, где проявил себя как достаточно жесткий, но эффективный руководитель, воспитавший новую звездную плеяду танцовщиков. Его энергия была безгранична: он дирижировал оркестрами, снимался в кино и постоянно выступал, даже когда его здоровье было подорвано тяжелой болезнью. Рудольф Нуреев скончался 6 января 1993 года в Париже, оставив после себя наследие, которое навсегда изменило облик мирового балета, стерев границы между техникой и искусством, мужским и женским танцем, классикой и модерном.
Читать далее