Вернуться
Плисецкая Майя Михайловна, 1925-2015
Плисецкая Майя Михайловна, 1925-2015
Биография
Балерина, балетмейстер, хореограф, прима-балерина Большого театра в 1948-1990 гг., народная артистка СССР (1959). Представительница театральной династии Мессерер-Плисецких. Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 г. в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого (1899–1938) и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер-Плисецкой (1902–1993). Была старшей из трех детей. С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где ее отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», затем – генеральным консулом СССР. После ареста, расстрела отца и высылки матери в 1937 г. ее удочерила тетя по материнской линии, балерина Большого театра Суламифь Мессерер. Суламифь Мессерер познакомила племянницу с балетом, отведя ее на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Балет Майю заинтересовал: вернувшись домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей. Когда Майе исполнилось семь лет, тетя отвела ее в хореографическое училище. Тетя убедила членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду ее таланта и природных данных, вопреки правилу, допускавшему зачисление с восьми лет. С сентября 1941 г. по сентябрь 1942 г. Майя с семьей находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Михаила Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Тетя старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность ее рук; она же придумала выход балерины спиной к публике. В 1943 г. по окончании Московского хореографического училища (класс Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой), была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины. С большим успехом выступала в Англии (1963), США (1959, 1962), Франции (1961, 1964), Италии (1964) и других странах. Майя Плисецкая – обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, легкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В ее пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием. Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноименном балете, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке». В 1967 г. сыграла роль Бетси Тверской в фильме «Анна Каренина» режиссера Александра Зархи. Спустя несколько лет она выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама вышла на сцену уже в главной роли. Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967), миниатюры «Прелюдия» (1967) и «Гибель розы» (1973), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, Париж). Плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для нее балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне), «Леда» (1978, партнер – Хорхе Донн, там же) и «Болеро» (начиная с 1978 г.), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 г., партнер – Патрик Дюпон, Дворец Шайо) и номер «Ave Maya» (1995). Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (1991) и «Мария Стюарт». Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как «Анна Каренина» (1972, совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), исполнив в них главные женские партии. Однако хореографом себя не считала: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссерские ходы, но не лексику». В 1980-х гг. много времени проводила за границей, где работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а затем – Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990), где возобновила балет «Тщетная предосторожность», выступала в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт». В Риме в Оперном театре в Термах Каракаллы осуществила постановку классического балета Александра Глазунова «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к ее репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906). После увольнения из Большого театра в 1990 г. жила в Мюнхене (Германия), приезжая в Москву и Санкт-Петербург, где продолжала участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для нее Морисом Бежаром. С 1994 г. была председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге. За выдающийся вклад в развитие мирового балетного и театрального искусства М.М. Плисецкая удостоена большого количества государственных наград. Среди них: Герой Социалистического труда (1985), лауреат Ленинской премии (1964), три ордена Ленина (1967, 1976, 1985) и орден «За заслуги перед Отечеством» (полный кавалер), орден Почетного легиона (Франция), Золотая медаль «За заслуги в области изящных искусств» (Испания, 1990), медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005) и многие другие. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 г. в Мюнхене на 90-м году жизни. 26 июля 2022 г. в Москве состоялось открытие музея-мемориальной квартиры Майи Плисецкой. Квартира была передана в дар Театральному музею им. А.А. Бахрушина супругом балерины Родионом Щедриным и стала двенадцатым филиалом музея. В экспозиции представлены интерьеры, личные вещи, фотографии и документы супружеской пары, портреты балерины, ее наряды и сценические костюмы.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 262
Показать все