Вернуться
Плисецкая Майя Михайловна, 1925-2015
Плисецкая Майя Михайловна, 1925-2015
Биография
Плисецкая Майя Михайловна (1925 - 2015) - балерина, балетмейстер, хореограф, прима-балерина Большого театра в 1948-1990 гг., народная артистка СССР (1959). Представительница театральной династии Мессерер-Плисецких. Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 г. в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого (1899–1938) и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер-Плисецкой (1902–1993). Была старшей из трех детей. С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где ее отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», затем – генеральным консулом СССР. После ареста, расстрела отца и высылки матери в 1937 г. ее удочерила тетя по материнской линии, балерина Большого театра Суламифь Мессерер. Суламифь Мессерер познакомила племянницу с балетом, отведя ее на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Балет Майю заинтересовал: вернувшись домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей. Когда Майе исполнилось семь лет, тетя отвела ее в хореографическое училище. Тетя убедила членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду ее таланта и природных данных, вопреки правилу, допускавшему зачисление с восьми лет. С сентября 1941 г. по сентябрь 1942 г. Майя с семьей находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Михаила Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Тетя старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность ее рук; она же придумала выход балерины спиной к публике. В 1943 г. по окончании Московского хореографического училища (класс Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой), была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины. С большим успехом выступала в Англии (1963), США (1959, 1962), Франции (1961, 1964), Италии (1964) и других странах. Майя Плисецкая – обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, легкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В ее пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием. Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноименном балете, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке». В 1967 г. сыграла роль Бетси Тверской в фильме «Анна Каренина» режиссера Александра Зархи. Спустя несколько лет она выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама вышла на сцену уже в главной роли. Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967), миниатюры «Прелюдия» (1967) и «Гибель розы» (1973), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, Париж). Плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для нее балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне), «Леда» (1978, партнер – Хорхе Донн, там же) и «Болеро» (начиная с 1978 г.), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 г., партнер – Патрик Дюпон, Дворец Шайо) и номер «Ave Maya» (1995). Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (1991) и «Мария Стюарт». Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как «Анна Каренина» (1972, совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), исполнив в них главные женские партии. Однако хореографом себя не считала: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссерские ходы, но не лексику». В 1980-х гг. много времени проводила за границей, где работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а затем – Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990), где возобновила балет «Тщетная предосторожность», выступала в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт». В Риме в Оперном театре в Термах Каракаллы осуществила постановку классического балета Александра Глазунова «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к ее репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906). После увольнения из Большого театра в 1990 г. жила в Мюнхене (Германия), приезжая в Москву и Санкт-Петербург, где продолжала участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для нее Морисом Бежаром. С 1994 г. была председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге. За выдающийся вклад в развитие мирового балетного и театрального искусства М.М. Плисецкая удостоена большого количества государственных наград. Среди них: Герой Социалистического труда (1985), лауреат Ленинской премии (1964), три ордена Ленина (1967, 1976, 1985) и орден «За заслуги перед Отечеством» (полный кавалер), орден Почетного легиона (Франция), Золотая медаль «За заслуги в области изящных искусств» (Испания, 1990), медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005) и многие другие. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 г. в Мюнхене на 90-м году жизни. 26 июля 2022 г. в Москве состоялось открытие музея-мемориальной квартиры Майи Плисецкой. Квартира была передана в дар Театральному музею им. А.А. Бахрушина супругом балерины Родионом Щедриным и стала двенадцатым филиалом музея. В экспозиции представлены интерьеры, личные вещи, фотографии и документы супружеской пары, портреты балерины, ее наряды и сценические костюмы.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 262
Программа Декады с 11 по 20 июня 1939 г. в Московском парке культуры и отдыха "Сокольники". Упоминается Щедрин К.М. (отец Щедрина Р.К.). Москва, Государственный театр имени Евг. Вахтангова, Казань, Большой драматический театр. "Без вины виноватые", "Принцесса Турандот", "Падь серебряная", "Живой труп", "Евгений Онегин", "Севильский цирюльник", "Ревизор" 11-20 июня 1939 г.
Борисов Б. Фотография. Гердт Е.П. проводит занятие со Стручковой Р.С., Рябинкиной Е.Л., Митряевой В. и Плисецкой М.М. 1940-е гг.
Фотография. Одетта - Плисецкая М.М. "Лебединое озеро" 1940-е гг.
Тетрадь Плисецкой М.М. с объявлениями из газет о смене курьезных фамилий с краткими данными. [1940- гг. - 1950-е гг.]
Фонтенла Норма (аргентинская прима-балерина). Записка к Плисецкой М.М. личного характера. [1950-1971 гг.]
Гринштейн И.Х. Рисунок. Портрет Плисецкой М.М. в роли Раймонды. Москва, Государственный академический Большой театр СССР. "Раймонда" Первая половина 1950-х гг.
Показать все