В тридцатые годы XX века Б.Асафьев приобрел широкую известность как композитор, автор музыкально-театральных произведений, исполнявшихся во многих городах нашей страны. Меньше чем за десять лет из-под его пера вышло двенадцать балетов, а также многочисленные сочинения других жанров. Успех первого балета «Пламя Парижа» подстегнул творческую энергию Асафьева и спустя короткое время он начал работу над балетом «Бахчисарайский фонтан».
Из воспоминаний Б.В. Асафьева: «Балет «Бахчисарайский фонтан». Трудно далось мне возникновение этого балета. Мысль о реализации его как спектакля из пушкинской поэмы родилась у Н.Д. Волкова, но прошло много времени, прежде чем он убедил меня взяться за композиторство: не хватало решимости. Мне хотелось во что бы то ни стало сохранить мелодически и эпоху Пушкина и помыслы тогдашней русской хореографии, ритм и пластику ее романтических образов и интонации ее музыки, даже, проще сказать, подслушать фильдовский струистый говор ее. Но я пуще всего боялся нарочитой стилизации…. Музыка была записана мною с неоглядной быстротой, почти не прерываясь, недели в полторы. Надо было передать волнение пушкинской стихотворной стихии так, чтобы слушатель, сквозь память моего сердца о наисвежайшей для нас дали, а вернее о романтических певучих далях дней Пушкина крымских странствий, ощутил ласки романтических веяний весен советской молодежи и эпоху рождения новой человечности».