Коллекция либретто балетов, изданных в типографии Императорских театров, составляла предмет гордости Л.Д. Блок – она неоднократно подчеркивала в письмах наличие у нее того или иного издания либретто.
«Нет, теперь я больше всего «болею» балетными либретто. Боже мой, как редко удается прибавить две-три штучки! В Москве-то были все они переизданы параллельно, я недавно убедилась» (письмо 10 августа 1932 г.).
«Это опять меня поставило лицом к лицу с моим либреттным «горем». Принялась опять за кропотливые поиски по библиотекам, но купить – ничего не удается. Николай Дмитриевич, я от Вас получала такие хорошие вещи – предложите Вашу дружескую помощь, достаньте мне хоть какое-нибудь либреттишко или уступите из Ваших, из прошлогодних покупок!» (письмо от 10 октября 1933 г.).
Но уже в представленном письме, датированным 6 апреля 1938 г. приводится список из 47 названий балетов, либретто которых изданы в типографии Императорских театров, имеющихся в наличии в коллекции Л.Д. Блок. Только четыре из них отмечены синими кружками, что означало отсутствие. Недостающие были куплены Л.Д. Блок в 1937 г., о чем она не преминула сообщить своему постоянному адресату: «У меня, раз уж об этом заговорила, чуть двинулось с мертвой точки: одним ударом прибавила 11 либретто – это редко удается».
Изданиями балетных и оперных либретто занимались в России как специализированные издательские дома (нотопечатня и музыкальный магазин Ф. Т. Стелловского, А. Гутхейль, А. Я. Волков (серия «Сокращенные либретто»), В. Бессель), так и универсальные издательства. В письме Л.Д. Блок упоминаются, вероятно, издания типографии Императорских санкт-петербургских театров, издававшихся в серии «Программы балетов».
Читать далее