Последнее из хранящихся в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина писем Л.Д. Блок к Н.Д. Волкову (См.: КП-297921/221-297921/259, 307190, 307191) датировано 13 марта 1939 г. Переписка двух увлеченных книжным коллекционированием людей, одновременно преданных театру, прервалась в связи со смертью Л.Д. Блок в сентябре 1939 г.
Последнее письмо подводит определенный итог коллекционерской деятельности Л.Д. Блок. Любовь Дмитриевна с удовлетворением замечает, что с появлением у нее долгожданного экземпляра «теперь в русском отделе «есть» у меня 203 названия, а в «надо» - 15».
Книга, за которой несколько лет «охотилась» Любовь Дмитриевна – «Грамматика танцовального искусства и хореографии» (Одесса, 1890) – первоначально была издана на немецком языке: Grammatik der Tanzkunst (Leipzig, 1887) и представляет собой описание современного состояния балетного искусства, разъяснение изобретенной системы танцевальной нотации, основанной на разработках Артура Сен-Леона и Тальони. Ф.А. Цорн описал кадрили, полонезы, менуэт, краковяк, тирольский и рейнский танцы, гавот Огюста Вестриса и качучу Фанни Эльслер из балета «Хромой бес».
Фридрих Альберт (Альберт Яковлевич) Цорн (1816 – 1895) – немецкий и российский хореограф и педагог, теоретик танца, член Берлинской академии танцевального искусства. Родился в Баварии в семье танцмейстера, организатора известной и долго существовавшей школы танцев. Получив воспитание и профессиональную подготовку для продолжения семейного дела, в 16 лет отправился в путешествие по Европе, работал и учился в Дрездене, Осло, Париже. В 1839 г. оседает в Одессе и начинает преподавать танцы в Ришельевской гимназии, открывает собственную школу танцев в доме Тальянского (угол Пушкинской и Греческой) (См.: Остроухова Н.В. Альберт Цорн – хореограф и ученый. // European journal of arts. 2021).
В общей сложности в Одессе Цорн провел 56 лет. Его система преподавания танца была комплексной и включала не только танцевальные штудии, но и физическую подготовку – гимнастику и плавание.
Читать далее