Первое произведение Н.Д. Волкова в качестве балетного драматурга - либретто для балета «Пламя Парижа» на музыку Б.В. Асафьева по хронике Ф. Грасса «Марсельцы».
Балет подобного жанра был новым явлением на советской сцене. А.Я. Ваганова писала об исканиях нового хореографического языка тех лет: «Мы начали с реформы сценарной основы спектакля. Мы стремились к созданию такого драматургического каркаса, который позволил бы смотреть балет, как пьесу» (Ваганова А.Я. Статьи, воспоминания, материалы. Л.; М., 1958. С. 89).
По многочисленным черновым вариантам рукописи, хранящимся в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина видно, что название балета не устанавливалось почти до самой премьеры. Балет назывался последовательно: «Война дворцам», «Марсельцы», «Триумф Республики». Н.Д. Волков вспоминал: «"Пламя Парижа" было задумано, по выражению Асафьева, как музыкально-исторический роман. Его глубокие познания в области истории французской музыки помогли ему в осуществлении этого замысла. В "Пламени Парижа" Борис Владимирович музыкально осуществил великий лозунг французской революции "Мир хижинам — война дворцам". И в самом деле зритель увидел на сцене и пышное окружение Людовика XVI, и контрреволюционный заговор роялистов, и марсельский батальон, принесший в Париж знаменитую песню Руже де Лиля — будущую "Марсельезу", и народные пляски овернцев, басков и южан, — словом, все то, чему я дал название "Пламя Парижа" и что в точности составляло дух музыкального романа Асафьева» (Волков Н.Д. Театральные вечера. М.: «Искусство», 1966. С. 395).