Премьера оперы «Паяцы», ставшей высшим творческим достижением итальянского композитора и либреттиста Р. Леонкавалло, состоялась в 1892 году в миланском театре «Даль Верме».
В основу ее либретто лег случай, взятый Леонкавалло из настоящего уголовного дела, об артисте бродячей трупы, который в приступе ревно-сти убил свою жену во время представления.
Опера начинается с Пролога, в котором намечены все ее главные му-зыкальные темы и (от лица персонажа) излагается авторское кредо Леонкавалло – последователя идей веризма в искусстве: стремление в своем произведении показать реальную жизнь с ее драмами и страстями и раскрыть внутренний мир обычного человека с его горестями и радостями, огорчениями и мечтами, любовью и ненавистью.
Клоун, персонаж из комедии, роль которого исполняет Тонио, выходит на авансцену перед закрытым занавесом и обращается к залу. Он рас-сказывает об основном лейтмотиве драмы, которая будет разыграна перед зрителями, и просит их забыть о том, что перед ними комедианты, но помнить, что они такие же обыкновенные люди: «…подобно всем на земле, живем мы, и любим, и страдаем!».
В нашей коллекции сохранилась запись Пролога в исполнении «русского Баттистини» - лирического баритона О.И. Камионского.