Вернуться
Таиров Александр Яковлевич, 1885-1950
Таиров Александр Яковлевич, 1885-1950
Биография
Российский режиссер, народный артист России, один из реформаторов сцены. Он стремился к «синтетическому театру», воспитанию актера виртуозного драматического мастерства, равно владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства, созданию новой сценической среды — пластической. Организатор и руководитель Камерного театра. Среди постановок: «Фамира кифарэд», «Саломея», «Федра», «Оптимистическая трагедия», «Мадам Бовари». Таиров родился в украинском городе Ромны в семье учителя. Еще учась в киевской гимназии, он принимал участие в любительских спектаклях После гимназии поступил в киевский университет на юридический факультет, но любовь к театру пересилила юриспруденцию. В 1905 он присоединился к антрепризе Михаила Бородая. Во время гастролей Веры Комиссаржевской он выступил перед великой актрисой и поступил в ее театр. В Петербурге Александр Таиров стал участником экспериментов Всеволода Мейерхольда в области «условного» театра. Он много играл, но холодный стиль нового направления не удовлетворял его. В 1907 году ушел из театра и на долгие годы стал оппонентом Мейерхольда. Таиров не принимал и натуралистический стиль Художественного театра. Некоторое время он работал в различных столичных и провинциальных театрах. В труппе передвижного театра Павла Гайдебурова он осуществил свою первую постановку «Гамлет» Уильяма Шекспира. Спектакль был тепло встречен публикой и прессой. В 1913 году он закончил юридический факультет Петербургского университета и решил бросить театр. Однако сразу согласился на работу в Свободном театре Константина Марджанова. Здесь он встретил Алису Коонен, союз с которой определил многое в его жизни и творчестве. В Свободном театре Таиров поставил два спектакля «Покрывало Пьеретты» и «Желтую кофту», шедших с большим успехом. Однако Свободный театр распался в конце сезона. В 1914 Таиров с частью труппы Свободного театра основал Камерный театр, которым он руководил более 35 лет. Он называл свой театр неореалистическим искусством эмоционально насыщенных форм. Александр Яковлевич исповедовал принципы синтетического театра как самодостаточного искусства. Такой театр должен был объединить в себе разъединенные элементы театра: слово, песню, пантомиму, танец, цирк и пр. Основой для такого объединения должно было стать искусство актера. Среди постановок театра «Фамира Кифаред», «Саломея», «Федра», «Оптимистическая трагедия», «Мадам Бовари». Премьеры 1922 года — «Федра» и «Жирофле-Жирофля» поставили Камерный театр на небывалую высоту. Им гордились, в него водили иностранцев, его отправляли на гастроли за границу. Гастроли в 1923 и в 1925 годах во Франции и Германии запомнились многим. Славословие и брань в прессе; прием, устроенный эмигрантской элитой в честь актеров Камерного театра; восторги Кокто, Пикассо, Леже... На Международной выставке в Париже в 1925 году Камерный театр завоевывает Большой приз. В спектакле «Египетские ночи» Таиров задумал соединить в одном представлении «Цезаря и Клеопатру» Бернарда Шоу, «Египетские ночи» Пушкина, «Антония и Клеопатру» Шекспира. Рискованный эксперимент опирался главным образом на смелость и актерское честолюбие Коонен. Однако после этого спектакля Камерный театр и в прессе и в дискуссиях стали называть формалистическим - так были восприняты философские обобщения Таирова, говорившего о связи судьбы человека с судьбой эпохи. Вслед за трагедией «Египетские ночи» в театре была поставлена комическая опера А. Бородина «Богатыри» (1936) с новым текстом Демьяна Бедного. Зрелище получилось яркое, пестрое, слегка стилизованное под палехские миниатюры. Вскоре последовали обвинения в искажении исторического прошлого русского народа. Спектакль был снят. Критика обрушилась на Камерный театр и его руководителя со всех сторон. Работу над оперой Прокофьева «Евгений Онегин» пришлось прекратить. В августе 1937 года волевым решением были слиты воедино Таировский Камерный театр и Реалистический театр Охлопкова. Так продолжалось два года. В искусственно объединенной труппе царил хаос. Последние годы Камерного театра были очень драматичны. Советская драматургия 1940-х годов для Таирова возможности особого выбора не представляла. К тому же трудности послевоенного времени: плохие сборы, закрытие актерского училища при театре, обветшалое здание, требовавшее ремонта... И комиссии, обследующие состояние дел в театре. 19 мая 1949 года постановлением Комитета по делам искусств Таиров был уволен из Камерного театра. 29 мая 1949 года театр закрылся спектаклем «Адриенна Лекуврер», который продержался в репертуаре Камерного театра с 1919 года.