Вернуться
Мессерер Асаф Михайлович, 1903-1992
Мессерер Асаф Михайлович, 1903-1992
Биография
Асаф Михайлович Мессерер (1903 – 1992) – артист балета, балетмейстер, хореограф. Его путь, как артиста, начался с частной студии бывшей балерины Шаломытовой, куда он поступил вместо Хореографического училища при Большом театре. Позже при содействии балетмейстера Александра Горского он был принят сначала в училище, а в 1921 году в Большой театр в качестве артиста кордебалета. Создавая образы в балетах, артист сам усложнял танцевальные движения, привнося нечто новое. Асаф Мессерер принимал участие во всех начинаниях Мастерской драматического балета, созданной творческой молодёжью при Большом театре. Именно здесь он впервые выступил в роли хореографа, став постановщиком нескольких концертных номеров и детского одноактного балета «Война игрушек». Впоследствии, когда Мастерская перешла в Хореографический колледж, Мессерер начал свою педагогическую деятельность. Как педагог он прославился не только индивидуальным подходом к каждому ученику, но и тем, что его воспитанники почти не имели травм. Интересным стало сотрудничество Мессерера с театральным режиссёром Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, который пригласил его поставить танцы к спектаклю «Учитель Бубус». Мейерхольд стремился к созданию синтетического театра, в котором каждый актёр должен был уметь пластически выражать сущность воплощаемого им образа. Мессерер стал сопостановщиком Мейерхольда во множестве его спектаклей, а в «Даме с камелиями» артист танцевал и сам. В 1926 году был поставлен балет «Красный мак» Р. М. Глиэра, в котором на сцене появлялись персонажи реальной жизни – портовые рабочие, матросы. Мессерер исполнил в нём партию Китайского божка и танец с лентой, ставшие самостоятельными номерами. С началом Великой Отечественной войны труппа Большого театра была эвакуирована в Куйбышев. В городе не было театра, и спектакли ставились в клубе. Возвращение в Москву состоялось в 1943 году, тогда же Асаф Михайлович возобновил в Большом театре спектакли «Жизель» и «Спящая красавица». А. Мессерер продолжал танцевать вплоть до 1953 года, а после полностью посвятил себя педагогической деятельности и хореографии. Он был новатором не только в хореографии. Во время зарубежных гастролей он придумал оригинальный рекламный ход – допускать публику на репетиции, что обеспечило аншлаг на всех выступлениях. А в 1961 году его пригасили в Бельгию для создания там хореографического училища. Также вызывал интерес публики необычный проект А. Мессерера – сценический вариант урока.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 78
Фотография Мессерера Асафа Михайловича. С дарственной надписью А.М. Мессерера к Т.П. Переяславцевой. 3 февраля 1926 г.
Фотография Мессерера Асафа Михайловича. С дарственной надписью А.М. Мессерера к Т.П. Переяславцевой. 3 февраля 1926 г.
Тетрадь с заметками, рецензиями и статьями о В.В. Кригер и А.М. Мессерере; с программами спектаклей с их участием во время гастролей в Латвии и др. 1929 г.
Захаров Р.В. Письмо к Захаровой-Смирновой М.Г. о постановке танца "Голубой Дунай"; об идущих спектаклях "Бахчисарайского фонтана" Б.В. Асфьева. С рисунками Р.В. Захарова. Упоминаются Лепешинская О.В., Преображенский В.А., Мессерер А.М. "Бахчисарайский фонтан" 19 июля [1930-е гг.]
"Программы спектаклей, концертов, зрелищ" №39, в т.ч. ГАБТ с участием Цабель А.С. в балете "Красный мак" Р. Глиэра. Москва, Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), Москва, Государственный академический Малый театр СССР, Москва, Театр им. А. Сафонова (филиал Малого Театра), Москва, Студия Малого театра, Москва, Первая студия МХТ, Москва, Вторая студия МХТ, Москва, Государственный театр имени Евг. Вахтангова, Москва, Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, Москва, "Зеркальный театр" сада "Эрмитаж", Москва, Театр Революции, Москва, МОСПС, Москва, Театр имени МОСПС (Московского Областного Совета Профессиональных Союзов), Москва, Московский театр Сатиры, Москва, Театр Корша, Москва, Первый государственный цирк. "Футболист", "Сказка о царе Салтане", "Аида", "Кармен", "Красный мак", "Евгений Онегин", "Флория Тоска", "Свадьба Фигаро", "Риголетто", "Лакме", "Трильби", "Алмаст", "Прорыв", "Вьюга", "Огненный мост", "Жена", "Свои люди - сочтемся", "Растеряева улица", "Ледолом", "Разбойники", "Холопы", "За океаном", "Семь жен Иоанна Грозного", "Кино-роман", "Без вины виноватые", "Президенты и бананы", "Переплав", "Три толстяка", "Воскресенье", "У врат царства", "Наша молодость", "Бронепоезд 14-69", "Реклама", "Квадратура круга", "Двор", "Гибель "Надежды", "Чудак", "Смерть Иоанна Грозного", "Человек, который смеется", "Сенсация", "На крови", "Лев Гурыч Синичкин", "Заговор чувств", "Разлом", "Баня", "Клоп", "Выстрел", "Лес", "Борис Годунов", "Тайный брак", "Майская ночь", "Первая конная", "Инга", "Чапаев", "Ярость", "Извините за резкость", "Вредный элемент", "Липа", "Роз-Мари", "Болото", "Инженер Мерц", "Торговцы славой", "Высоты", "Волки и овцы" 25 сентября - 1 октября 1930 г.
Захаров Р.В. Письмо к Захаровой-Смирновой М.Г. о балетах "Дон-Кихот" А.Адана, "Бахчисарайский фонтан" Б.В. Асафьева, об опере "Вильгельм Телль" Д. Россини. Упоминаются Мессерер А.М., Мелик-Пашаев А.Ш. "Дон Кихот", "Бахчисарайский фонтан", "Вильгельм Телль" 1930-е гг.
Показать все