Асаф Михайлович Мессерер (1903 – 1992) – артист балета, балетмейстер, хореограф. Его путь, как артиста, начался с частной студии бывшей балерины Шаломытовой, куда он поступил вместо Хореографического училища при Большом театре. Позже при содействии балетмейстера Александра Горского он был принят сначала в училище, а в 1921 году в Большой театр в качестве артиста кордебалета. Создавая образы в балетах, артист сам усложнял танцевальные движения, привнося нечто новое. Асаф Мессерер принимал участие во всех начинаниях Мастерской драматического балета, созданной творческой молодёжью при Большом театре. Именно здесь он впервые выступил в роли хореографа, став постановщиком нескольких концертных номеров и детского одноактного балета «Война игрушек». Впоследствии, когда Мастерская перешла в Хореографический колледж, Мессерер начал свою педагогическую деятельность. Как педагог он прославился не только индивидуальным подходом к каждому ученику, но и тем, что его воспитанники почти не имели травм.
Интересным стало сотрудничество Мессерера с театральным режиссёром Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, который пригласил его поставить танцы к спектаклю «Учитель Бубус». Мейерхольд стремился к созданию синтетического театра, в котором каждый актёр должен был уметь пластически выражать сущность воплощаемого им образа. Мессерер стал сопостановщиком Мейерхольда во множестве его спектаклей, а в «Даме с камелиями» артист танцевал и сам.
В 1926 году был поставлен балет «Красный мак» Р. М. Глиэра, в котором на сцене появлялись персонажи реальной жизни – портовые рабочие, матросы. Мессерер исполнил в нём партию Китайского божка и танец с лентой, ставшие самостоятельными номерами.
С началом Великой Отечественной войны труппа Большого театра была эвакуирована в Куйбышев. В городе не было театра, и спектакли ставились в клубе. Возвращение в Москву состоялось в 1943 году, тогда же Асаф Михайлович возобновил в Большом театре спектакли «Жизель» и «Спящая красавица».
А. Мессерер продолжал танцевать вплоть до 1953 года, а после полностью посвятил себя педагогической деятельности и хореографии. Он был новатором не только в хореографии. Во время зарубежных гастролей он придумал оригинальный рекламный ход – допускать публику на репетиции, что обеспечило аншлаг на всех выступлениях. А в 1961 году его пригасили в Бельгию для создания там хореографического училища. Также вызывал интерес публики необычный проект А. Мессерера – сценический вариант урока.
Читать далее