Русский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист Императорских театров (1915).
Александр Алексеевич Горский родился в Петербурге 6 августа 1871 г. в семье торгового служащего.
В Санкт-Петербургском Императорском театральном училище Горский учился у педагога Н.И. Волкова, среди учеников которого были Александр Ширяев и Михаил Фокин. Многому он научился у мастеров петербургской сцены Мариуса Петипа и Льва Иванова.
По окончании Петербургского Императорского театрального училище (педагоги П.К. Карсавин и М.И. Петипа), в 1889 - 1900 поступил на службу в Мариинский театр.
Обладая хорошей школой, Горский в первые же месяцы исполнял партии классического и характерного репертуара: Принц Дезире в балете «Спящая красавица» Мариуса Петипа, на музыку Чайковского; Сарацинский танец в балете «Раймонда», на музыку Александра Глазунова; Китайский танец в балете «Щелкунчик», на музыку Чайковского; Арлекин в балетах «Времена года» и «Испытание Дамиса», на музыку Александра Глазунова.
Горский вошёл в историю балета, как реформатор театрального действия, увидевший по-новому художественные принципы театра.
Балетмейстерская карьера Горского была стремительной. Уже первая его постановка – балет «Клоринда – царица горных фей» состоялась в 1889 г. в Михайловском театре, это был выпускной спектакль Петербургского Императорского театрального училища.
В том же году Горский был командирован в московский Большой театр для постановки там балета «Спящая красавица» Мариуса Петипа.
С 1901 г. Александр Алексеевич стал режиссёром балета, а с 1902 по 1924 гг. – балетмейстером Большого театра.
Возглавив московскую труппу, Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX в.: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита, Александр Горский работал с художником Константином Коровиным.
Значение Горского для балетной труппы Большого театра очень велико. Реформируя балет, Горский считался со спецификой московского театра, приверженностью его артистов драматизированному и характерному танцу, его эксперименты отвечали тенденции развития русского балета начала XX века. Горский оказал влияние на творчество многих крупных московских артистов: Е.В. Гельцер, М.М. Мордкина.
Работая в качестве педагога в Театральном училище и в театре, воспитал несколько поколений московских танцовщиков, которые стали его последователями: В.А. Каралли, С.В. Федорова, А.М. Мессерер, Я.Д. Ицхоки.
Результатом многолетней деятельности Горского в Москве явился содержательный, преобразованный, обновленный репертуар балета Большого театра.
Он был разносторонне талантливым человеком, мог дирижировать оркестром, рисовал. Д. Трускиновская пишет: «Горский был артистом-универсалом: с одинаковым успехом исполнял и классику, и народно-характерные танцы, и пантомимные роли. Одновременно он очень много читал, посещал вечерние курсы Академии художеств, занимался музыкой – в случае надобности мог дирижировать оркестром, и об этом часто просил его Глазунов во время репетиций своих балетов». Обладая такими широкими знаниями, Горский в своих постановках стремился достичь общей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографическим коллективом балетную режиссуру, разработать танцевальную драматургию спектакля, а также утвердить новые приёмы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета.
Первым спектаклем, вошедшим в историю балета, стал «Дон Кихот» Людвига Минкуса, в 1900 г. Затем Горский создал свои редакции балетов: «Лебединое озеро», на музыку Чайковского (редакции: 1901, 1912, 1922 гг.), «Жизель», на музыку Адольфа Адана (редакции: 1907, 1911, 1922 гг.), «Конек-Горбунок»», на музыку Цезаря Пуни (редакции: 1901, 1912, 1914 гг.)
В этих спектаклях Горский усиливал действенность отдельных эпизодов, а также реформировал принципы построения кордебалетных танцев, отступив в них от правил симметричного расположения ансамбля.
Осуществив классические постановки Мариуса Петипа, Александр Алексеевич, под влиянием Московского Художественного театра, обратил свой интерес к литературным источникам, поставив балеты: «Дочь Гудулы», на музыку А.Ю. Симона 1902), где на сцене жила живая народная толпа; «Саламбо», на музыку А.Ф. Арендса (1910); «Любовь быстра!», на музыку Э. Грига (1913). В 1916 г. осуществил опыт постановки балета на музыку Пятой симфонии А.К. Глазунова.
Умер в 1924 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Читать далее