Вернуться
1 из 4
Просмотрено 1 из 4
Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1874-1940
Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1874-1940
Биография
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) — русский и советский режиссёр и актёр. Карл Казимир Теодор Мейерхольд родился 28 января (9 февраля) 1874 г. в Пензе в обрусевшей немецкой семье владельца вино-водочного завода Эмилия Фёдоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урождённой Неезе). Окончив в 1895 г. Пензенскую гимназию, Мейерхольд поступил на юридический факультет Московского университета (курса не закончил). В 1895 г., по достижении 21 года (т. е. совершеннолетия), Мейерхольд принял православие и изменил имя на Всеволод (в честь своего любимого писателя В. М. Гаршина). В 1896 г. был зачислен в Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко (сразу на второй курс) и в 1898 г., окончив училище, вместе с О. Л. Книппер, И. М. Москвиным и другими актёрами вступил в труппу только что созданного Художественного театра. На его сцене Мейерхольд сыграл Треплева («Чайка» А. П. Чехова), Тузенбаха («Три сестры» А. П. Чехова), Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого) и др. Весной 1902 г. Мейерхольд вышел из состава труппы МХТ. С этого времени началась его самостоятельная режиссёрская работа. Вместе с Кошеверовым он создал «Труппу русских драматических артистов под управлением А. С. Кошеверова и В. Э. Мейерхольда» в Херсоне. Несколько спектаклей было поставлено в Николаеве и Севастополе. В следующих сезонах Мейерхольд руководил труппой уже один, т.к. Кошеверов уехал в Киев. Труппа стала называться «Товарищество новой драмы». Меняя города (Херсон, Тифлис, Полтава), репертуар и состав актёров, труппа сохранила это название до лета 1906 г. и даже позже (уже без Мейерхольда). В 1905 г. Мейерхольд возвращается в Москву: Станиславский пригласил его в качестве режиссёра в Театр-студию на Поварской. Там Мейерхольд репетирует спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана. В студии он осознанно ищет пути для создания символистского театра. Работая с художниками С. Ю. Судейкиным, Н. Н. Сапуновым, Н. П. Ульяновым, решая по-новому сценическое пространство, он уделяет особое значение живописному образу спектакля. Отказываясь от жизнеподобия, режиссёр ищет «небытового» цвета, звука, жеста, ритма, новой техники актёра. Он творит музыкально-пластические мизансцены-барельефы, статичные, плоскостные «живые картины». Эта работа была принципиальной для режиссёра, несмотря на то, что театр так и не был открыт. С конца 1905 г. по февраль 1906 г. Мейерхольд находился в Петербурге, где вместе с группой литераторов предполагал создать театр «Факелы». Театр не был создан. Осенью 1906 г. Мейерхольд принимает предложение В. Ф. Комиссаржевской возглавить её театр в качестве режиссёра. Вершиной их совместного творчества станет «Сестра Беатриса» М. Метерлинка (1906). Мейерхольд работает интенсивно и целеустремлённо, ставит Ибсена, Метерлинка, Андреева и др. Особое место в биографии режиссёра занимает пьеса А. А. Блока «Балаганчик», к которой он обращался не один раз (в том числе и в петербургской студии на Бородинской — 1914). Спектакль воплощал в жизнь идею театра-балагана, утверждал эстетику условного искусства, разоблачающего тайны «театра – храма Мельпомены». С лета 1906 г. Мейерхольд работал над статьями о театре, публикуя их в журналах. В 1913 г. эти статьи вышли отдельной книгой «О театре». С февраля по апрель 1908 г. Мейерхольд организовал поездки бывших актёров «Товарищества новой драмы» по западным и южным губерниям, а с лета начал работу в Петербургских Императорских театрах, куда был приглашён их директором В. А. Теляковским ещё в ноябре 1907 г. Здесь начинается его плодотворное сотрудничество с художником А. Я. Головиным. Первая постановка в Александринском театре — «У царских врат» К. Гамсуна — была показана 30 сентября 1908 г. Мейерхольд выступил в ней не только как режиссёр, но и как исполнитель главной роли Карено. В императорских театрах (Александринском, Мариинском и Михайловском) Мейерхольд проработал до 1918 г., поставив там вместе с А. Я. Головиным такие спектакли, как «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (1917) — в Александринском театре, в Мариинском — «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1917) и др. Самыми известными постановками стали «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера (1910) и «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), грандиозный живописный театр стилизации, наполненный воздухом эпохи. Одновременно Мейерхольд под псевдонимом Доктор Дапертутто осуществлял экспериментальные постановки на маленьких сценах: в театре Лукоморье, Доме Интермедий, частных домах, летних театрах. В 1913 г. по приглашению Иды Рубинштейн поставил в Парижском театре Шатле «Пизанеллу» Г. Д’Аннунцио. В петербургский период работы Мейерхольда началась его педагогическая деятельность. В 1908/1909 гг. была открыта первая студия в квартире Мейерхольда на улице Жуковского (просуществовала один год), где М. Ф. Гнесин начал разрабатывать свою теорию музыкального чтения в драме. В эти и последующие годы Мейерхольд преподавал также в театральной школе К. И. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Б. В. Полока. В 1913 г. Мейерхольд вновь открыл в Петербурге свою студию. В числе преподавателей были М. Ф. Гнесин, В. Н. Соловьёв, Ю. М. Бонди. Студия размещалась сначала на Троицкой улице, а с 1914 г. до начала 1918 г. — на Бородинской улице. С 1914 по 1916 г. при Студии существовала редакция журнала «Любовь к трём апельсинам», возглавляемая Мейерхольдом, было выпущено 17 номеров в 9 книгах. Вскоре после Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. В 1918 г. он сотрудничал в Театральном совете (первом советском органе по руководству театральным делом), а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса. В августе 1918 г. Мейерхольд вступил в члены РКП(б). Там же, в Петрограде, в течение 1918-1919 гг. он руководил организованными им Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок (позднее — курсами мастерства сценических постановок) и Школой актёрского мастерства. Летом 1919 г. Мейерхольд был на юге, сначала в Ялте, затем в Новороссийске, где осенью был арестован деникинской контрразведкой. До начала ноября 1919 г. находился в тюрьме. После освобождения Новороссийска Красной Армией был назначен заведующим подотделом искусств Новороссийского ревкома. По инициативе А. В. Луначарского в конце лета 1920 г. он был отозван в Москву, с сентября 1920 г. по февраль 1921 г. руководил ТЕО Наркомпроса. В этот период Мейерхольд провозглашает программу Театрального Октября. Суть этой доктрины, объединившей левых художников, сводилась к полному уничтожению старого театра и созданию нового, созвучного времени искусства, пропагандирующего идеологию новой власти. Программным спектаклем стали «Зори» Э. Верхарна (Театр РСФСР I, 1920). Это был театр-митинг, публицистический театр открытой социальной и политической идеи. Поставив в 1921 г. «Мистерию-Буфф» В. В. Маяковского, Мейерхольд вскоре уйдёт от «беспредметного театра». В следующем году появятся «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, ставший утверждением театрального конструктивизма, и «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, которую назовут трагическим цирком. В первой половине 1920-х годов Мейерхольд осуществляет две разных по форме постановки пьес А. Н. Островского: «Доходное место» (Театр Революции, 1923) и «Лес» (1924). В «Доходном месте» Мейерхольд сохранил почти без изменений текст и композицию комедии. «Лес» же, поставленный уже в своём театре, Театре имени Вс. Мейерхольда (ТИМ), был перекроен и заново смонтирован в оригинальное авторское действие. Пьеса была поделена на эпизоды, диалоги Островского сочетались с вставными пантомимическими этюдами, придуманными Мейерхольдом. Изобретательная форма вскрывала жёсткий и, как писал А. А. Гвоздев, «беспощадный» театр «чудовищных» социальных масок. Одновременно режиссёр обращается и к современной драматургии, ставит «Мандат» Н. Р. Эрдмана (1925), «Рычи, Китай!» С. М. Третьякова (1926) и др. Мейерхольд создаёт театр «социальной поэзии». Он и «общественный герой», и лирик; он всегда субъективен, индивидуален, никогда не отстранён. За буффонадой, фарсом или цирком проглядывает трагическое начало. Так было в главной его постановке 1920-х гг. — «Ревизоре» Н. В. Гоголя (1926), спектакле «о душевной пустоте и внутренней катастрофе» (П. А. Марков). Среди театральных работ Мейерхольда конца 1920-х — первой половины 1930-х гг.: «Горе уму» А. С. Грибоедова (1928), «Командарм-2» И. Л. Сельвинского (1929), «Клоп» и «Баня» В. В. Маяковского (1929 и 1930), «Последний решительный» В. В. Вишневского (1931), «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934). Он всегда создавал свой авторский мир сценических метафор, мир субъективный, выходящий за пределы конкретной пьесы. Так в «Дон Жуане» он говорил о классицистическом театре времён Людовика XIV, в «Маскараде» — о «романтическом веке», в «Ревизоре» — о творчестве Гоголя в целом, в «Горе уму» — о Грибоедове и его эпохе. И везде — о современной действительности сквозь призму личного творческого мироощущения. В 1938 г. ГосТИМ был закрыт. После этого Мейерхольд стал режиссёром, а после смерти Станиславского — главным режиссёром Государственного оперного театра им. К. С. Станиславского. В этом театре он завершил начатую Станиславским работу над оперой «Риголетто». В мае-июне 1939 г. Мейерхольд разработал план выступления Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта на физкультурном параде в Ленинграде. Это была его последняя режиссёрская работа. 15 июня 1939 г. Мейерхольд выступал в Москве на режиссёрской конференции ВТО, затем уехал в Ленинград, где в ночь с 19 на 20 июня был арестован. Был расстрелян 2 февраля 1940 г. В 1955 г. реабилитирован.
Кукрыниксы (Персоналия)