Вернуться
Петипа Мариус Иванович, 1818 - 1910
Петипа Мариус Иванович, 1818 - 1910
Биография
Артист балета, педагог, балетмейстер родился 11 марта 1818 г. в Марселе в семье танцовщика, педагога и балетмейстера Ж.-А. Петипа и актрисы В. Морель-Грассо, брат премьера Парижской оперы Люсьена Петипа. Учился балету у отца и О. Вестриса. С детства выступал на профессиональной сцене, в 1838–1846 гг. танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка, а также Мадрида, где изучал национальные танцы, став их непревзойдённым знатоком, позднее в стилизованном виде внедрил их в классический балет. В 1847 г. получил ангажемент в Санкт-Петербург, с которым связал всю дальнейшую жизнь. Дебютные партии – Люсьен д’Эрвильи («Пахита» Э. Дельдевеза, постановка Петипа совместно с Фредериком (П. Малавернь)), Фабио («Сатанилла, или Любовь и ад» Н. А. Ребера и Ф. Бенуа, постановка Петипа совместно с Ж.-А. Петипа. Среди других партий: Альберт и Конрад («Жизель» и «Корсар» А.Адана), Ахмет («Пери» Ф. Бургмюллера), Феб де Шатопер и Дьяволино («Эсмеральда» и «Катарина, дочь разбойника» Ч.Пуньи), Освальд («Лида, Швейцарская молочница» А. Гировеца), Граф («Своенравная жена» Адана и Пуньи), Фауст («Фауст» Пуньи и Дж. Паниццы). Первая самостоятельная постановка («Дочь фараона» Пуньи, 1862) имела такой успех, что Петипа был назначен балетмейстером петербургских Императорских, а спектакль сохранялся в репертуаре до 1928 г. В 1869–1903 гг. Петипа – главный балетмейстер столичных императорских театров, этот период вошёл в историю русского и мирового балета как «эпоха Петипа». Хореограф создал в Санкт-Петербурге 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. Использовав находки своего предшественника А. Сен-Леона, его уникальную фантазию в постановке массовых ансамблей, Петипа со временем трансформировал насаждавшийся Сен-Леоном жанр балета-феерии. В постановках Петипа окончательно сформировался и нашёл наивысшее выражение академический стиль классического балета, а петербургская труппа заняла положение лучшей в мире. Мариус Петипа уделял большое внимание развитию балетного образования, тесно сотрудничая с выдающимся педагогом Х. Иогансоном. В 1855–1887 гг. преподавал классический танец в Санкт-Петербургском театральном училище. В числе наиболее значительных постановок: «Царь Кандавл» Пуньи (1868), «Дон Кихот» (1869, Москва; 1871, Санкт-Петербург), «Камарго» (1872) и «Баядерка» (1877), все – Л. Минкуса; «Талисман» Р. Дриго (1889), «Золушка» Б. А. Фитингоф-Шеля (1893, совместно с Э. Чекетти и Л.И. Ивановым), «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (1895, совместно с Ивановым). Автор новых версий «Корсара» (1863) и «Жизели» (1884) Адана, «Коппелии» Л. Делиба (1884), «Эсмеральды» (1886) и «Конька-Горбунка» (1895) Пуньи, которые сохранились до XXI в. в его редакциях. Зрелищные и многонаселённые балеты Мариуса Петипа отличали совершенное композиционное мастерство, виртуозное соединение классического, деми-классического, характерного танцев и мимического искусства, умение создать образ с помощью сюиты разнохарактерных танцев, богатейшая хореографическая лексика, тонкое понимание возможностей исполнителя. Творчество Петипа положило начало направлению т. н. хореографического симфонизма, которое хореограф начал разрабатывать в картинах «Тени» («Баядерка») и «Оживлённый сад» («Корсар»). Его наивысшие достижения связаны с совместной работой с композиторами П. И. Чайковским («Спящая красавица», 1890) и А.К. Глазуновым («Раймонда», 1898), в этих балетах танцевальные композиции точно следуют и раскрывают музыкальное развитие действия. В то же время Петипа был мастером хореографической детали, что нашло отражение в его одноактных балетах. Наследие Мариуса Петипа, хотя и подвергшееся значительному редактированию, составляет основу классического корпуса в мировом балетном репертуаре. Между тем эта популярность при отсутствии единой и универсальной системы записи танца привела к тому, что не существует точных версий хореографии Петипа. [Галайда Анна Геннадьевна https://bigenc.ru/c/petipa-marius-ivanovich-bb1922]