На пластинке записаны монолог из пьесы А.Н. Островского, стихотворение В.Г. Бенедиктова и мелодекламация в исполнении К.А. Варламова.
Аннотация 1 (первая сторона). Константин Александрович Варламов был любимым актером театрального Петербурга. Он мог сыграть все: и короля, и шута, и водевиль, и драму. Зрители ценили его импровизации, богатство мимики и интонации. Актер Александринского театра Юрий Михайлович Юрьев в своих воспоминаниях называл голос Варламова «многострунным», выражающим все нюансы чувства и «все душевные перипетии изображаемого им человека».
В пьесах Островского, чью драматургию актер очень любил и даже мечтал об основании театра его имени в Петербурге, он сыграл сорок ролей. В постановке «Доходное место» (1892) Варламов точно и беспощадно воплотил образ чиновника Юсова - подхалима и взяточника.
Аннотация 2 (вторая сторона).
1. Исполнение К. Варламова великолепно передает патетику стихотворения В.Г. Бенедиктова "Пора" (По поводу римских проклятий), впервые опубликованного в журнале "Сын Отечества" в 1860 году. Стихотворение относится к философско-религиозной лирике поэта, в нем автор призывает своих современников к милосердию и соблюдению божьей заповеди о любви к ближнему.
2. Мелодекламация – это художественное чтение стихов или прозы в музыкальном сопровождении. В мелодекламации текст обретает большую напевность и выразительность, чем при обычном чтении. Русская мелодекламация начала XX века представляет собой вокальную миниатюру, схожую в своей мелодраматичности с романсом. К. Варламов исполняет мелодекламацию "Он" - сатирическое стихотворение о модном франте, оказавшемся мошенником-карманником. Актер великолепно изображает и утрированное восхищение кумиром, и преувеличенный ужас от его "падения" и разоблачения, а музыкальное сопровождение усиливает комический эффект.