«Евгений Онегин» — это лирическая камерная опера, написанная композитором П.И. Чайковским на либретто К.С. Шиловского по одноименному роману в стихах А.С. Пушкина.
Ария Ольги «Я не способна к грусти томной» - эпизод из первого действия оперы.
У многих ценителей творчества Чайковского возникает вопрос: почему композитор написал партию Ольги для контральто, самого низкого женского голоса? Ведь для образа веселой, легкомысленной и резвой девушки, описанной Пушкиным, казалось бы, больше подошло лирико-колоратурное сопрано?
Но Чайковский, как всякий большой художник, переосмыслил поэтическое произведение в соответствии со своим виденьем. Музыкальная характеристика Ольги у него неоднозначна. С одной стороны, мелодия рисует нам образ беспечной и шаловливой девушки, которая не любит грустить, умеет радоваться жизни и ожидает от нее только хорошего. С другой – низкие глубокие тона контральто напоминают о роковых красавицах (а ведь такой Ольга и стала для Ленского) и в то же время делают образ Ольги более приземленным по сравнению с задумчивой и поэтической «не от мира сего» Татьяной (сопрано).
Контральто – редкий оперный голос, поэтому партию Ольги чаще исполняют обладательницы меццо-сопрано, среди которых были такие известные отечественные оперные певицы, как М.П. Максакова и Т.И. Синявская.
В нашей коллекции сохранилась запись арии Ольги в исполнении Г.И. Никитиной - певицы, чей голосовой диапазон простирался от меццо-сопрано до контральто и чьим дарованием восхищался Ф.И. Шаляпин.