Вернуться
Боровский Д.Л., Варпаховский Л.В. Аксонометрический план 1,2,4 актов спектакля "На дне" М.Горького в постановке Л.В.Варпаховского в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки. С пометами Л.В.Варпаховского. На обороте наброски планов. Киев, Государственный русский драматический театр им. Леси Украинки. "На дне" январь-март 1963 г.
Боровский Д.Л., Варпаховский Л.В. Аксонометрический план 1,2,4 актов спектакля "На дне" М.Горького в постановке Л.В.Варпаховского в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки. С пометами Л.В.Варпаховского. На обороте наброски планов. Киев, Государственный русский драматический театр им. Леси Украинки. "На дне" январь-март 1963 г.
Название
Боровский Д.Л., Варпаховский Л.В. Аксонометрический план 1,2,4 актов спектакля "На дне" М.Горького в постановке Л.В.Варпаховского в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки. С пометами Л.В.Варпаховского. На обороте наброски планов.
Театр
Киев, Государственный русский драматический театр им. Леси Украинки
Спектакль
Пьеса "На дне". Горький М.
Время создания
январь-март 1963 г.
Материал, техника
Рукопись, тушь, карандаш, чернила
Кол-во листов
Размер
Аннотация
В 1962 году Л.В. Варпаховский предложил Д.Л. Боровскому оформить спектакль «На дне» М. Горького в Русском драматическом театре им. Леси Украинки. Режиссер задумал спектакль, отличный от канонической постановки МХАТа. По воспоминаниям Боровского, Леонид Викторович предложил такое решение: ночлежку представить низкой горизонталью, а сцену во дворе – узкой вертикалью. Работая над первым актом, Боровский вначале нарисовал канализационные трубы. «Возникло ощущение низкого уровня подвала, будто он находится глубоко под домами. Представлялось, что трубы протекают, и в ночлежке скапливаются нечистоты. Потом под этими трубами поместил нары, расположив их сложными лабиринтами». (Боровский Д.Л. Убегающее пространство / Давид Боровский. – М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2012. – С.220) Читая Гиляровского, где подробно описывалась обстановка ночлежек с двухэтажными нарами, Боровский нашел подтверждение своему замыслу. В свою очередь, на него оказало влияние и подробное описание барака в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Посмотрев и одобрив макет ночлежки, Варпаховский отметил лишь ее неустойчивость. «Кажется, подует ветер, и все рассыплется. А это невероятной силы система была» (Боровский Д.Л. Убегающее пространство / Давид Боровский. – М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2012. – С.221). Тогда Боровский убрал канализационные трубы, построив четкую систему нар. Давид Львович Боровский до конца жизни считал этот спектакль особенным в своей судьбе: «Я тогда и почувствовал, и осознал впервые, что художник в театре не только оформитель (кстати, слово «оформление» мне никогда не нравилось) сценического пространства, которое он должен чем-то заполнить, но что его работа способна очень много определить в спектакле». (Боровский Д.Л. Убегающее пространство / Давид Боровский. – М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2012. – С.224).
Музейный номер
Персоналии